Из-за чего столичный чиновник Андрей Бочкарев нарушил основной принцип делового человека

На пресс-конференцию в Агентстве городских новостей руководитель Департамента строительства Москвы Андрей БОЧКАРЕВ явился радостный, энергичный, весь какой-то невероятно позитивный. Он должен был рассказать о предварительных итогах выполнения Адресной инвестиционной программы (АИП) в 2015 году, и уже по одному его сияющему облику можно было понять, что с реализацией программы все в порядке. Если бы не одно но.

 

Дело в том, что Андрей Юрьевич на встречу с журналистами опоздал. На целых 20 минут! Угадайте, из-за чего? Правильно, из-за пробок на автомагистралях столицы.

Согласитесь: ситуация абсурдная. Программа, в которой предусмотрен огромный раздел по дорожно-транспортному строительству, успешно выполняется, а ситуация на дорогах к лучшему не меняется, а если и меняется, то очень медленно. Вот и глава строительного департамента застрял в пробке…

 

Меньше патетики и пиетета!

Второе мое замечание связано с тем, что в выступлении Бочкарева было много патетики. Причем той особой, чиновничьей патетики, от которой остается неприятный осадочек в душе.


Андрей Юрьевич постоянно, к месту и не к месту, повторял фамилии своих вышестоящих руководителей — мэра Сергея Собянина и его заместителя по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина. Называя тот или иной объект, Бочкарев (на фото слева) обязательно подчеркивал, что его строительство находится под особым контролем мэра или его заместителя.

Да скажите Вы уже, дорогой Андрей Юрьевич, просто: что реализация АИП находится на особом контроле у мэра, как с точки зрения соблюдения сроков выполнения работ, так и с точки зрения их качества — и дело с концом! К чему этот излишний пиетет перед вышестоящим начальством?

К тому же мы уже знаем, что контроль со стороны мэра или его заместителя — увы, отнюдь не гарантия того, что объект будет сдан точно в срок.

Как это, например, случилось со строительством станции метро «Котельники», которая была сдана на целый год позже намеченного срока. Проблемы возникли из-за сложностей в оформлении документов на станцию, которая находилась на границе Москвы и Московской области.

Контроль за вводом в эксплуатацию станции тогда, как помнится, также был возложен на г-на Хуснуллина, но это делу не очень-то помогло. Бывают, видимо, такие обстоятельства, которые не под силу сокрушить ни мэру, ни его заместителю.

По делу надо говорить, господа чиновники, по делу! Без особых реверансов и расшаркиваний в сторону своего начальства.

Перейдем, однако, и мы к делу… Так как же идет реализация АИП в столице?

 

Планов — громадье

На реализацию адресной инвестпрограммы направляются огромные средства. Большая их часть идет на финансирование строительства в Москве объектов транспортной инфраструктуры: дорог, развязок, станций и линий метро. На развитие транспортной ситуации выделяется свыше 1 трлн руб. или почти 70% от общего объема финансирования. Из них 620 млрд руб. планируется направить на строительство метро и почти 400 млрд руб. — на строительство дорожно-транспортных объектов.

До конца года в Москве планируется ввести 83 км дорог, 26 искусственных сооружений (25 из них уже сданы в эксплуатацию) и 12 пешеходных переходов.

Также будет завершено строительство транспортных развязок на пересечениях МКАД с Ленинским, Рязанским проспектами и Можайским шоссе. Откроется и южный участок Северо-Западной хорды от Сколковского шоссе до МКАД. Будет запущено движение и по Алабяно-Балтийскому тоннелю.

Что еще будет сделано в следующем году? Предполагается завершить работы на пересечении Волгоградского проспекта и Люблинской улицы. В начале года начнется строительство участка дороги от участка Вешняки — Люберцы до так называемого Четвертого транспортного кольца.

Кроме того, в 2016 году в парке «Зарядье» начнут возводить так называемый «парящий мост». А в 2017 году будет открыт тоннель на улице Берзарина.

 

На лучшем в мире метро ударные темпы

— По мнению ведущих экспертов, программа московского метростроения является самой масштабной в мире, — не без гордости заявил руководитель департамента и добавил: — Нам предстоит ввести в ближайшие годы 156 км линий. В Москве работают 25 автоматизированных тоннелепроходческих щитов, а раньше использовалось не более пяти.

В следующем году столичные власти намерены завершить строительство новых станций Московского метрополитена: «Технопарк» Замоскворецкой линии, «Румянцево» и «Саларьево» Сокольнической ветки.

Помимо строительства станций и линий метро ведется создание инфраструктуры для обслуживания подвижного состава. К открытию готовятся три электродепо.

Проект станции местро «Технопарк»

На контроле у города и запуск пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги. Легкое наземное метро протяженностью 54 км пассажиры получат уже в следующем году.

Всего же строительные работы развернуты на 35 станциях метро, где трудятся свыше 30 тыс. человек. Одним словом, ведется напряженная работа, ведь такого размаха строительства, какое происходит сейчас, Москва еще не знала.

Строители заняты на ключевых объектах круглосуточно. Работы идут в три смены и, без преувеличения, ударными темпами.

 

Деньги любят экономных

Поскольку АИП полностью реализуется за счет средств городского бюджета, меня в первую очередь интересовало, не разбазариваются ли деньги, удается ли добиться их экономии?

Отвечая на этот вопрос корреспондента «Строительства.RU», Андрей Бочкарев заявил:

— Мы фиксируем экономию на всех этапах. Смотрим объемы выполняемых работ и перекладки коммуникаций. До объявления торгов город объявляет дополнительное снижение от первоначальной стоимости контракта как минимум на 10%.

Кроме того, по словам Андрея Юрьевича, примерно на 20% начальная цена снижается после проведения экспертизы. 10 + 20 = 30. В результате на дорожном строительстве получилось сэкономить порядка 30% бюджетных средств.

В два-три раза удалось сократить и сроки работ, прежде всего за счет использования в строительстве новых технологий.

 

Строителей опутал клубок проблем

Андрей Юрьевич выступал почти целый час, подробно рассказывая о реализации АИП, но за все это время он ни полсловечком не обмолвился о проблемах. А ведь они наверняка есть, тем более сегодня, когда на дворе кризис!

Что ни говорите, а умеют наши чиновники виртуозно обходить острые углы… Пришлось уже под занавес пресс-конференции, что называется, в лоб задать вопрос: какие проблемы возникали при реализации АИП?

И тут вдруг оказалось, что проблем — целый клубок. И одна из главных, которая сильно тормозит создание важных транспортных объектов, — это освобождение земельных участков под застройку.

Например, построить станцию метро можно за два-три года, но при одном важном условии: если есть земельные участки под строительство самой станции и технических помещений. Очень часто земля, где должна проходить стройка, находится в частной собственности. И изъятие земельных участков у частных собственников занимает очень много времени — от полугода до двух лет.

Чтобы упорядочить эту работу, принят федеральный закон, согласно которому государство имеет право для создания транспортной инфраструктуры изымать любую территорию за деньги.

Надо признать, собственники делают все, чтобы эти процессы затянуть. Обращаются в суды, что также тормозит стройки. К слову, именно по этой причине проектирование станции метро «Мытищи» («Челобитьево») в подмосковных Мытищах начнется лишь после 2019 года.

— К сожалению, сейчас есть вопросы по выбору земельных участков, на которых будут размещаться объекты метрополитена, включая станцию и электродепо. Их необходимо решить, — признал Бочкарев.

Другая головоломная проблема — перенос коммуникаций. Чтобы построить тот или иной транспортный объект, необходимо освободить площадку от того, что находится не только на земле, но и под ней.

— Под землей находится огромная сеть инженерных коммуникаций: водо-, тепло-, энергосети и т.д., — пояснил глава столичного департамента. — И чтобы освободить подземное пространство, перенести коммуникации в другое место, нам также приходится тратить немало усилий и средств.

По его словам, такие операции «съедают» до 60% стоимости дорожно-транспортных объектов.

 

Верим и ждем

Ясно, что одним строительством дорог и развязок, мостов и тоннелей, станций и линий метро накопившиеся транспортные проблемы в Москве не решить. Ни одному городу мира это не удалось, и Москва здесь не исключение.

Количество жителей и гостей столицы с каждым годом растет, стремительно увеличивается и автопарк. Тут необходим комплексный подход. Однако будем надеяться, что каждый введенный объект улучшает транспортную ситуацию не только в конкретном районе, но и в целом в Москве.

…Хочется верить, что мы доживем и до той долгожданной поры, когда Андрей Юрьевич прибудет на очередную пресс-конференцию в ровно назначенный час. Без опоздания из-за пробок на дорогах столицы. Не нарушая тем самым основной принцип делового человека — не опаздывать.

Юрий ИЗМАЙЛОВ

Фото elitefon.ru,  rosmetrostroy.ru, stroi.mos.ru



Источник