Рынок ручного электроинструмента: аккумуляторный или сетевой?

На вопросы журнала отвечает президент Ассоциации торговых компаний и производителей электроинструмента и средств малой механизации РАТПЭ Борис ГОЛЬДШТЕЙН (на фото).


 


— Борис Григорьевич, ваша ассоциация объединяет как производителей электроинструмента, так и торговые компании. Поэтому кого как не Вас спрашивать о сегодняшнем состоянии отечественного рынка ручных электроинструментов. Каков объем этого рынка в стоимостном и в натуральном (штучном) выражении? Какие изменения произошли за последнее время, какие прослеживаются тенденции?



— Создавая нашу ассоциацию, мы объединили компании, которые являются добросовестными участниками рынка. 19 членов ассоциации — известные производители и продавцы. Мы поставили перед собой задачи сделать рынок более цивилизованным, восстановить ту отрасль, которая была разрушена после распада СССР.


Сегодня российский рынок электроинструментов — один из самых крупных и быстрорастущих рынков в мире. Поэтому к нему проявляют интерес все мировые производители.


Наша ассоциация создана в 2008 году и объединяет большинство ведущих мировых производителей этой продукции, таких как Бош, Блэк энд Декер, Хитачи, Макита, Хилти, АЕГ и, конечно, отечественные компании — Интерскол, Фиоленти др.


Российские производители занимают сегодня примерно пятую часть отечественного рынка. При этом достаточно успешно конкурируют с известными мировыми компаниями не только на российском рынке, но и поставляя свою продукцию в Францию, Италию, Германию, Канаду, США, на Ближний Восток, а также в страны СНГ. Наш рынок электроинструмента из года в год показывает положительную динамику, увеличиваясь в среднем на 15% в год.


Конечно, экономические кризисы не способствуют плавному развитию. Например, кризис 2008—2009 года привел к падению рынка. Тогда он рухнул на 36%, но довольно быстро восстановился и уже начиная с 2010-го и вплоть до 2013-го продолжил свое развитие.


Очередной кризис, начавшийся в 2014 году, привел к снижению объемов рынка на 16% относительно предыдущего года. Это падение продолжилось и в начале текущего года. Но во втором квартале положение стало выравниваться, и уже в июне объемы продаж в рознице приблизились к прошлогодним.


Безусловно, развитие и рост будут продолжаться. И какие бы кризисы нас ни трясли, при любом падении рынка сегмент электроинструмента страдает не так сильно: инструмент всегда востребован.


 


— Какую долю занимают на рынке сетевое и аккумуляторное оборудование, профессиональное и бытовое? Что пользуется большим спросом?


— Если говорить о соотношении аккумуляторного и сетевого инструмента, то во всем мире, в том числе и в России, наблюдается изменение предпочтений в сторону аккумуляторного инструмента. В первую очередь это связано с улучшением качества и увеличением емкости аккумуляторов. Соответственно, теперь есть возможность работать дольше от одной зарядки и использовать более мощные инструменты. Появились также и новые инструменты на базе аккумуляторов: дисковые пилы, шлифовальные машины, перфораторы и др.


Если в 2005 году в России потребление аккумуляторного инструмента составляло 10%, то уже в 2008-м — в два раза больше (20%), в 2011-м — 21%, 2012-м — 23%. Однако в 2014 году потребление незначительно снизилось — до 20%. Аккумуляторный инструмент дороже сетевого, и понятно, что сегодня покупательский спрос сдвинулся в сторону более дешевого сегмента — сетевого. Но это явление временное. Несомненно, сетевой инструмент будет уступать свои позиции аккумуляторному.


Для справки: на европейском рынке доля аккумуляторного инструмента составляет около 50%. У этого типа инструмента больше перспектив для совершенствования и развития: увеличивается емкость аккумуляторных батарей, растет мощность самого инструмента. На смену щелочным никель-кадмиевым аккумуляторам, обладающим свойством саморазрядки, пришли литий-ионные, у которых этого недостатка нет.


Как известно, электроинструменты бывают двух видов: для профессионалов и любителей. Бытовой инструмент делается из более дешевых материалов, упрощенной конструкции. По сравнению с профессиональным он рассчитан на менее жесткие условия эксплуатации, поэтому и требования к нему ниже.




 


— Каково, по Вашему мнению, место отечественной продукции на российском рынке? Как Вы оцениваете ее качество и конкурентоспособность? Как меняются показатели реализации? Комплектуются ли отечественные инструменты импортными деталями?


— Сегодня отечественная продукция занимает 25% рынка. За последние годы мы зафиксировали следующие цифры: в 2012 году продано 21 млн шт., в 2013-м — 23 млн, в 2014-м показатель снизился до 19,4 млн. Получается, что в год продается около 20 млн различных ручных электроинструментов. А в деньгах это выходит около 60 млрд руб.


Что касается конкурентоспособности нашего инструмента, то оценить ее достаточно просто. Покупает ли потребитель российский инструмент? Да, покупает и голосует за это рублем.


Важное значение имеет разветвленная сеть сервисного обслуживания. Только у одной из российских компаний 250 сервисных центров по всей стране. Можно с уверенностью утверждать, что российская продукция выпускается на должном качественном уровне. Отечественные производители поставили для себя задачу сделать так, чтобы российская продукция ни в чем не уступала инструментам известных марок.


Что же касается использования импортных комплектующих при изготовлении отечественного инструмента, то российские производители закупают за рубежом главным образом электронику и аккумуляторы.


А вот с расходными материалами картина иная: тут почти сплошной импорт. Исключение составляют лишь абразивные круги, более 50% которых производятся в России, и сверла для дрелей.


 


— Как обстоят дела с техническим регулированием и стандартизацией этой продукции? Помогает ли это защитить потребителя от контрафакта?


— Электроинструмент попадает под действие трех технических регламентов Таможенного союза, которые опираются на стандарты. На основании этих стандартов осуществляется разработка продукции и ее сертификация. Это важный инструмент борьбы с некачественной продукцией и контрафактом. Кстати, 55% рынка занимает продукция компаний-членов ассоциации, продукция которых соответствует всем необходимым требованиям.


Чтобы закрыть российский рынок от несертифицированной и опасной продукции, ассоциация подготовила Хартию производителей и продавцов электроинструментов. Мы разошлем ее всем участникам рынка. Компании, которые подпишут этот документ, дают гарантии, что будут вести честную конкурентную борьбу, не станут использовать схемы «серого импорта».


Подписанную Хартию мы направим в Росстандарт, Росаккредитацию и Федеральную таможенную службу. И это будет для них большой помощью в отсеивании недоброкачественной продукции.


Что касается продукции неизвестных производителей (так называемой «ноу нейм»), то она часто является фальсификатом. Ее продают по более низким ценам, с нее не платятся налоги. И это создает основу для недобросовестной конкуренции.


Кроме того, не стоит забывать, что такие инструменты могут быть небезопасными для потребителя.


 


— Борис Григорьевич, что делает ассоциация для подготовки новых инженерных кадров?


— Мы всегда думаем о том, что отрасль должна развиваться и, конечно, для этого нужна «свежая кровь» — молодые кадры. В частности, для подготовки кадров высшей квалификации нами совместно с компанией Интерскол в МГСУ создана корпоративная кафедра, на которой студенты не только теоретически изучают это направление, но и проходят практическое обучение работе с инструментом. Так что кадры куются.


 


— Каковы в целом перспективы отечественной отрасли производства ручного электроинструмента?


— Если говорить о перспективах развития, то кризис, так сильно отразившийся на отрасли, привнес и свои позитивные моменты. В частности, мы раньше многих начали заниматься импортозамещением, и это приносит свои плоды.


Мы создаем новый интеллектуальный центр, который может стать современным генератором идей. Открываются новые заводы, оснащенные по последнему слову техники, в частности завод в особой экономической зоне «Алабуга» (Татарстан).


Так что реальный потенциал у отрасли имеется, и перспективы у этого рынка есть.


Беседу вел Владимир РЕЧМЕНСКИЙ


 


Экспертное мнение


Йордан КОСТОВ, региональный директор ООО «Роберт Бош» по продажам в России и странах СНГ


Несмотря на краткосрочное падение в связи с экономической рецессией в стране в этом году российский рынок электроинструментов является одним из самых динамично развивающихся рынков в Европе и одним из самых емких на развивающихся рынках.


Его сегодняшнее состояние характеризируется уменьшенной покупательной способностью, которая выражается покупками доступного по цене качества, особенно в сегменте «сделай сам», и высокими требованиями по интенсивности, качеству и ресурсу в сегменте индустриального, профессионального пользователя.


По сравнению с прошлым годом объем рынка электроинструмента в штуках уменьшается на 30—35%. При этом доля известных брендов электроинструментов растет в стоимостном выражении, что отражает приверженность потребителей в России к качеству, технологическим новинкам, традиционным брендам.


Все более востребованными на рынке в России становятся аккумуляторные электроинструменты, доля которых в общем объеме растет каждый год и занимает около одной трети. Причем в этом сегменте растет доля литий-ионного инструмента: такой аккумулятор имеет меньший вес и большую емкость, чем классические никель-кадмиевые аккумуляторы.


Также отмечу рынок измерительных приборов, который даже растет на фоне уменьшения таких сегментов как перфораторы и угло-шлифовальные машины. И что примечательно, русский потребитель следит за новинками ревностнее многих более состоятельных европейцев и американцев. Например, по количеству скачиваний приложений для смартфонов наших новых дальномеров и нивелиров Россия находится на первом и втором месте в мире, что удивляет наших менеджеров по продуктам и инженеров.


Местные производители занимают значительное место на российском рынке электроинструментов и занимают лидирующие места в общем количественном объеме. Как профессионал я приветствую инициативу фирмы «Интерскол» начать свое производство в Елабуге и искренне желаю им увеличения локализации производства в России и меньшей зависимости от зарубежных поставщиков.


C конца прошлого года наметились положительные изменения в деятельности российских поставщиков комплектующих. И я очень надеюсь, что это не краткосрочный тренд, связанный с дешевым рублем, а долгосрочное технологическое улучшение.


Перспективы же российского рынка ручного электроинструмента однозначно положительные. Вопрос только в том, насколько быстро он перейдет в фазу роста и насколько динамичен будет во времени этот рост, который ожидается с второго квартала следующего года.


С другой стороны, сейчас время сильных игроков и сильных брендов, для которых консолидация рынка — лучшее время для увеличения своей доли: более сильные бренды выигрывают не на переправе, а на поворотах.


И конечно, за счет роста конкурентоспособности российский рынок стал за последний год очень привлекателен для инвесторов. Впрочем, эта конкурентоспособность должна держаться не на низком курсе рубля, а на долгосрочной технологической стратегии и инновационной мощи.


Сочетание потенциала и емкости рынка, с одной стороны, и высокой лояльности потребителей к качеству, брендам и новинкам, с другой, делают российский рынок очень привлекательным.





Источник