Рынок щебня: кризис диктует новые подходы
Рынок щебня в России переживает не лучшие времена. Непростая ситуация в экономике страны здесь сказывается самым непосредственным образом. Об этом шла речь на недавней конференции «Рынок щебня 2015», которая прошла в Москве.
Согласно данным Росстата, в 2014 году производство щебня в России, составило 226,9 млн куб. м, что на 0,7% выше показателей 2013 года. Однако в I квартале даже такая слабая положительная тенденция сошла на нет: производство упало сразу на 37,6 млн куб. м или на 14,6%.
Рынок уходит вниз
Впрочем, то, что ситуация на рынке щебня далека от благополучия, можно было понять еще в прошлом году. По его итогам отгрузка материала железнодорожным транспортом сократилась на 8,8%. А в I квартале 2015 года произошел уже настоящий обвал: этот показатель снизился сразу на 24,3%.
Изменилось к худшему и положение с импортом щебня. После его активного роста в 2010—2013 годах, в прошлом году темпы прироста завоза материала из-за рубежа упали. А в начале 2015 года зафиксировано уже и снижение их объемов в абсолютном значении: в январе-марте они упали на 40%. Это привело к тому, что доля импортного щебня на рынке сократилась с 7,5% до 5,5%.
Основным поставщиком щебня в Российскую Федерацию является Украина: на ее долю приходится 78% импорта. Далее следует Белоруссия с долей в 14%, затем – Норвегия (6%), остальные импортеры обеспечивают 2%.
Что касается экспорта, то тут физические перемены не столь значительны в силу того, что его доля не превышает 0,3% от общего объема производства данного инертного материала в стране. Но при этом в 2014 году экспорт вырос сразу в 4,5 раза, а в январе-марте — более чем 5 раз. Сегодня российский щебень экспортируется в семь государств, больше всего мы отгружаем в соседний Казахстан.
Нынешнее падение происходит после периода роста производства. Правда, до кризисного потребления щебня, пик которого был достигнут в 2008 году, удалось добраться только в 2013 году. В 2014 году «видимое» использование гравия, гальки и щебня поднялось до 250 млн куб. м, однако фактическое потребление в сегменте щебень—галька выросло на 2,4% — до 208 млн куб. м. По итогам I квартала потребление щебня и гравия упало почти на четверть, что сопоставимо с темпами падения рынка в 2009 году. В 2015 году, несмотря на значительные объемы импорта, баланс производства и потребления щебня и гравия в России стал положительным впервые за последнее десятилетие.
Лидеры потребления щебня известны — это Москва и Московская область. В совокупности эти два субъекта Федерации используют почти 12% имеющегося материала, следом идет Тюменская область — 11%, а замыкает тройку лидеров Санкт-Петербург вместе с Ленинградской областью — 6,5%.
В отраслевом разрезе больше всего щебня потребляет дорожное строительство — 54%, на второй позиции производство железобетона — 15%, на третьей строчке производители товарного бетона — 23%. До 7% уходит на прокладку и ремонт железных дорог.
Ситуация на рынке щебня в первой половине 2015 года продолжает ухудшаться. Это отражается как на цене товара, так и на финансовом состоянии предприятий. Негативный тренд связан в первую очередь с 25-процентным сокращением инвестиционных программ ОАО «РЖД» и 18-процентным уменьшением бюджетного финансирования «Автодора». Изменены в сторону уменьшения и инвестпрограммы других госкомпаний.
Это привело к тому, что объем замороженных средств в щебне составил 60 млрд руб. В физических объемах это порядка 50 млн куб. м в виде складских остатков, что составляет пятую часть от годового объема производства.
У нас и у них
Как бы то ни было, консультант по вопросам антимонопольного регулирования Британской ассоциации нерудных материалов Шеймус Майе полагает, что российский рынок щебня имеет большие перспективы. Но его развитие тормозится несовершенной структурой.
По мнению британского эксперта, на нашем рынке не достает вертикальной интеграции, при которой все участники процесса более тесно связаны и зависят друг от друга. Наоборот, для российского рынка характерен огромный разброс месторождений и добычи при большом количестве сырья. Это ведет к высоким транспортным издержкам.
Кроме того, здесь не хватает по-настоящему крупных игроков, рынок излишне сегментирован: на нем действует множество независимых производителей материала. С одной стороны, это неплохо, поскольку создает условия для конкуренции, но с другой — тормозит техническое обновление отрасли.
Между тем во всем мире эта отрасль развивается преимущественно на основе вертикальной интеграции сектора цемента и нерудных материалов. Мировой опыт показывает, что такая модель способствует ее более энергичной консолидации. С другой стороны, это ведет к вытеснению мелких производителей с рынка крупными игроками.
Новый взгляд на старые вопросы
Выход правительственного постановления о введения с 1 июля 2015 года системы лицензирования на импорт щебня из стран, не входящих в ЕАЭС, в определенной степени способен помочь отечественным производителям. Однако, по мнению Алексея Корякова, начальника отдела продаж одного их холдингов, этих мер недостаточно. Необходимо менять конфигурацию модели бизнеса.
Что имеется в виду? Создание единой системы наличия и движения остатков готовой продукции у производителей и на перевалках для более гибкого планирования текущих закупок. Использование своп-механизмов торговли товарными излишками для покрытия текущих сделок. Формирование пулов покупателей для экономии на логистике и получения более привлекательных ценовых условий за счет концентрации объемов поставок. Применение механизма банковских гарантий и факторинга для управления оборотными средствами. Хеджирование рисков неплатежей.
Как видим, кризис диктует иные подходы, с использованием более гибких организационных и финансовых моделей.
Запасов хватит надолго
Но не стоит забывать о том, что будущее российского рынка щебня зависит не только от экономической ситуации в стране, но и от его геологических запасов и возможности их извлечения. На 1 января 2014 года в России насчитывалось 2072 месторождений камня с балансовыми запасами промышленной категории в размере 14 млрд куб. м. При нынешнем уровне потребления их хватит почти на 150 лет. Правда, обеспеченность запасами распределенного фонда находится на уровне около 100 лет, а с суммарными возможными эксплуатируемыми разработками — 73 года, что, согласитесь, тоже немало.
Однако на этом благополучном фоне целых десять российских регионов полностью лишены запасов щебня, а еще в десяти он имеется в незначительных размерах. Правда, на некоторых территориях существует потенциальная возможность выявить новые щебневые месторождения, но по ряду причин, в том числе из-за транспортной недоступности, решение этой задачи откладывается.
Высокопрочные горные породы составляют около половины всех разведанных запасов. В то же время на значительной части страны ресурсы высокопрочного щебня, как и перспективы выявления его новых месторождений по сути исчерпаны. В связи с этим острые проблемы с этим инертным материалом испытывают регионы, которые ведут щебнезатратные работы.
Потребность удовлетворения спроса на щебень привела к высокой нагрузке на сырьевую базу и производственные мощности регионов, в которых сосредоточены наиболее крупные запасы, отмечает заведующий отделом ФГУП «ЦНИИгеолнеруд» Павел Сенаторов. Этих регионов четыре: Республика Карелия, Ленинградская, Свердловская и Челябинская области. На них приходится до 40% добычи высокопрочного камня.
Такая концентрация оборачивается дальними транспортными перевозками, которые, как водится, оплачивает потребитель. Поэтому необходимо расширять географию добычи щебня в самой большой стране мира.
Владимир ГУРВИЧ
—
Источник