Американский выбор: ракеты и авианосцы вместо дорог и тоннелей?

Нынешней весной президент США Барак Обама обратился к Конгрессу со смелым предложением: совершить прорыв в области развития транспортной инфраструктуры страны, которая из-за хронического недофинансирования давно перестала отвечать современным требованиям экономики страны.

 

Не свой среди чужих

План Обамы состоял в том, чтобы в течение шести лет выделить на модернизацию имеющейся и строительство новой инфраструктуры кругленькую сумму в $478 млрд. После недавней победы республиканцев на выборах в обе палаты Конгресса президент США сознавал, что практически любая его инициатива будет принята в штыки со стороны законодательной власти. Но ему казалось, что необходимость «ударной» порции инвестиций в инфраструктуру настолько очевидна для всех, что должна воодушевить конгрессменов, независимо от партийной принадлежности, и способствовать их совместной работе.

После массового разочарования в продвигаемой Обамой реформе системы здравоохранения, неудач на внешнеполитическом фронте и беспрецедентного падения рейтинга популярности президента, предложение «всерьез взяться» за стареющую инфраструктуру казалось спасительной, объединительной идеей. Которая поможет президенту, приближающемуся к положению «хромой утки» (то есть к концу восьмилетнего срока своего правления) остаться в памяти народной в качестве «отца-возродителя» национальной инфраструктуры. И что в итоге?

 

Где деньги, сэр?

Действительность, как водится, оказалась куда прозаичнее. Конгрессменам-республиканцам план Обамы показался утопией. «Дорогой в никуда» назвал его один из лидеров республиканского большинства в Палате представителей.

Камнем преткновения, разумеется, стал вопрос об источнике финансирования предложенного инвестиционного «прорыва». У президента на это был готовый ответ: он предложил найти нужную сумму путем взимания единовременного налога в 14% с прибылей крупных американских корпораций, которые те получают в результате своих операций за рубежом. Данная мера, по мнению советников Обамы, добавила бы в государственную казну около ?$2 триллионов и с лихвой окупила расходы на развитие инфраструктуры.

Горячо поддержал предложение Обамы министр транспорта Энтони Фокс. В интервью журналу The Washington Examiner он заявил: «В поездках по стране я только и слышу жалобы о том, что никогда еще наша транспортная инфраструктура не нуждалась так сильно в расширении и ремонте. И при этом как никогда сильно ощущается нехватка средств, выделяемых на данную область. Необходимо использовать предложенный президентом шанс действительного финансирования инфраструктуры! Ведь те деньги, что вкладывали в нее последние годы, иначе как «инвестиционными заплатками» не назовешь».

Республиканское большинство в Конгрессе, однако, категорически отвергло план финансирования инфраструктуры за счет ущемления интересов крупных компаний. Законодатели-республиканцы выдвинули свой вариант бюджета на 2016 финансовый год, предусматривающий резкое сокращение расходов на социальные программы и увеличение расходов на оборону.

 

Есть ли поле для компромисса

Барак Обама, естественно, раскритиковал проект бюджета, представленный обеими палатами Конгресса. Предложение законодателей, как известно, не носит обязательного характера. Президент имеет право наложить вето и, несомненно, им воспользуется. После этого проект бюджета вернется в Конгресс для дальнейшей доработки. Схема расходования средств по отдельным министерствам и ведомствам будет обсуждаться обеими сторонами несколько месяцев. Конкретный бюджет должен быть принят к 1 октября, когда в США начинается новый финансовый год. Так что время для взаимных уступок и компромиссов пока есть.

Специалисты, однако, предсказывают, что полностью предложение Обамы об «ударном» объеме инвестиций в инфраструктуру в любом случае удовлетворено не будет. Тем более что целью номер один для президента США все же остается сохранение финансирования его главного «детища» — реформы здравоохранения.

 

И что с того простому человеку?

Добиваясь увеличения инвестиций в развитие инфраструктуры, президент Обама любит повторять, что от этого зависит «экономическое здоровье нации». И это не просто красивая фраза: статистика подтверждает, что среди факторов, определяющих благополучие рядового американца, состояние инфраструктуры играет далеко не последнюю роль.

Например, подсчитано, что из-за устаревшей и недостаточно развитой инфраструктуры американцы ежегодно простаивают в пробках 5,5 млрд часов (!), что обходится их семьям в дополнительные $120 млрд, потраченные только на бензин, не говоря уже о потерянном времени и ускоренном износе транспорта. По той же причине американские компании вынуждены платить дополнительные $27 млрд в год за задержки при грузовых перевозках, что в конечном счете поднимает цены на товары массового потребления. И, что еще важнее, состояние инфраструктуры влияет на безопасность движения. Только за прошлый год в стране было зафиксировано более 33 тыс. дорожных происшествий со смертельным исходом, и примерно в трети из них важным фактором признано именно состояние дороги.

Не нужно забывать и то, что ремонт и развитие транспортной инфраструктуры — это еще и новые рабочие места как непосредственно в строительстве, так и в смежных областях. Вывод из всего этого может быть только один: любые шаги по улучшению состояния инфраструктуры благоприятно скажутся на кармане простого американца, сделают его жизнь приятнее и безопаснее.

 

Поможет ли частный сектор

Несмотря на сложную ситуацию с инвестициями в инфраструктуру, нельзя сказать, что президент Обама и его команда все эти годы сидели сложа руки. В сентябре прошлого года по их инициативе был организован Инвестиционный саммит «Строим Америку», на который были приглашены более ста лидеров инфраструктурного рынка США. Главной задачей форума его организаторы провозгласили более активное привлечение частных инвестиций в крупные инфраструктурные проекты. Результатом стало заключение контрактов на сумму более $50 млрд. В продолжение этой инициативы теперь существует постоянно действующий Инвестиционный центр «Строим Америку» при Министерстве транспорта.

Среди других примеров — принятый закон о финансировании и обновлении транспортной инфраструктуры (TIFIA), предоставляющий возможность долгосрочного гибкого финансирования на выгодных условиях, что делает крупные инфраструктурные проекты привлекательными для предприятий как государственного, так и частного сектора. Впрочем, эта программа имеет свои ограничения. Например, предоставляемый заем не может составлять более трети от общей стоимости проекта, и получить его можно лишь под проект от $50 млн (для сельской местности — от $25 млн). К настоящему времени TIFIA уже помог осуществить 46 инфраструктурных проектов в 18 штатах: выдано займов на сумму более $17 млрд.

В связи с хронической нехваткой государственных фондов финансирования инфраструктуры специалисты отрасли все чаще призывают активнее привлекать частный сектор, создавать государственно-частные партнерства (РРР), заключая долгосрочные контракты на строительство, обеспечение функционирования и право владения тем или иным объектом инфраструктуры. В некоторых штатах местные власти уже имеют примеры долгосрочной аренды, например, чикагский мост Скайвэй сдан частным инвесторам на срок 99 лет.

Поскольку Соединенные Штаты пока имеют ограниченный опыт в этой области, они охотно приглашают для консультаций «пионеров» создания РРР из стран, где те уже давно и успешно действуют, — Канады, Австралии и Великобритании.

Подготовила Ирина ТОЛСТИКОВА
?соб. корр. «Строительство.RU» в США

Фото ft.com, fotki.yandex.ru, newsworks.org, ronchessglobal.com, vox-cdn.com



Источник