Росавтодор сократили. Пока в рублях на 43 млрд
Наш журнал уже сообщал о завершившейся на днях в Москве научно-практической конференции «Федеральное дорожное агентство: итоги 2015 года, задачи и перспективы 2016—2017 годов». Сегодня мы подробно остановимся на итогах и планах, о которых рассказали на этом форуме представители Росавтодора.
Итоговые цифры
Как сообщил начальник управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог ФДА «Росавтодор» Тимур Лубаков, доля федеральных автодорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в 2015 году достигла 63,3% или 30,9 тыс. км при плановом значении 61,8% или 29,7 тыс. км. При этом доля федеральных автодорог общего пользования, обслуживающих движение в режиме перегрузки, снизилась до 33,7% или 16,4 тыс. км при плановом значении 35,2% или 16,9 тыс. км.
По итогам 2015 года введено в эксплуатацию 53 объекта строительства и реконструкции общей протяженностью 369 км, что на 213 км меньше, чем годом ранее (582 км). В минувшем году построено 257 км линий электроосвещения, 19 надземных пешеходных переходов разных уровней, установлено 55 км барьерных ограждений и 702 м шумозащитных экранов.
Целевой показатель по вводу объектов ремонта автодорог в 2015 году перевыполнен на 39,87 км (в госпрограмме — 7 300 км, фактический ввод — 7 339,87 км). Из установленного госпрограммой показателя по вводам в 2015 году объектов капремонта и ремонта автодорог в объеме 8 900 км фактически суммарно введено на 11,3 км больше.
В соответствии с программой работ по капремонту и ремонту в 2015 году проводились работы на 748 искусственных сооружениях. Введено в эксплуатацию 616 сооружений общей длиной 30,8 км.
Протяженность автодорог, на которых обеспечивается высокий уровень содержания, в 2015 году составила 16,5 тыс. км, что на целых 89,2% выше показателя 2014 года — 8,7 тыс. км.
Ключевые объекты
Самым важным отраслевым событием прошлого года стал старт работ по строительству транспортного перехода через Керченский пролив. Вместе с ним в число наиболее значимых для дорожников событий 2015 года вошли еще два объекта.
Это завершение ремонта уникального виадука через ущелье Чемитоквадже на км 125+612 автомобильной дороги А-147 Джубга — Сочи — граница с Республикой Абхазия (Краснодарский край). Это самый высокий виадук в России: высота его опор достигает 80 м, а полная длина сооружения — 576,9 м.
Наконец, в числе важнейших событий прошлого года следует назвать и продолжение работ по ремонту самого длинного искусственного сооружения на федеральных автодорогах России — моста через реку Амур на км 2159+843 автомобильной дороги Р-297 «Амур» (Хабаровский край). Длина поста составляет почти 4 км. Его ввод в эксплуатацию запланирован на конец нынешнего года.
Сколько потратили
Про стоимость работ и объемы финансирования дорожного ведомства рассказала начальник финансово-экономического управления ФДА «Росавтодор» Ирина Цвигун. По ее словам, объем ассигнований ведомству из федерального бюджета был предусмотрен в размере 529,9 млрд руб., а общие расходы в итоге составили 516,4 млрд руб. или почти 98% выделенных ассигнований.
Объем неиспользованных остатков средств по итогам 2015 года составил 13,5 млрд руб., из которых 11 млрд руб. пришлось на остатки межбюджетных трансфертов, по которым субъекты РФ не смогли представить подтверждение расходов. При этом отмечено, что доля остатков средств, не использованных на федеральных автодорогах, в общем объеме ассигнований снижается: если в 2012 она составляла 10,7 %, то в 2015-м — лишь 0,7 %.
Значительнее всего повысилось использование средств в сфере строительства федеральных дорог, где ранее фиксировалось много неисполненных контрактов. Здесь неиспользованными по итогам минувшего года остались 0,4 млрд руб. (для сравнения: в 2012 году этот показатель составил 22,6 млрд руб.).
Как отметил на конференции зампредседателя Комитета по транспорту Госдумы РФ Сергей Тен, при уменьшении финансирования в целом на федеральных дорогах совместными усилиями удалось достигнуть целевых показателей госпрограммы «Развитие транспортной системы» и ее составной подпрограммы «Автомобильные дороги».
Кроме того, пусть и с нареканиями, но удалось реализовать в кризисное время масштабный проект ГЧП в сфере взимания платы с грузовых транспортных средств, весь эффект от внедрения которого, по словам депутата, еще только предстоит оценить. Весьма положительно выглядят и проекты ГЧП по строительству и реконструкции в регионах аварийных мостовых сооружений.
Главные задачи
В 2016 году, по мнению Сергея Тена, ключевыми для отрасли должны стать задачи, направленные на сохранность существующей сети дорог, повышение эффективности выделяемых бюджетных средств и безопасности дорожного движения.
По словам парламентария, в нынешних условиях нельзя допустить снижения уровня научных разработок в дорожной сфере. Необходимо сохранить и профессиональный кадровый состав отрасли, продолжив подготовку специалистов в отраслевых вузах.
Кроме того, следует тщательно переработать все еще действующие нормы 1970 — 1980-х годов, перейти на 12-летний межремонтный период и обеспечить стабильное финансирование дорожных фондов.
В свою очередь Тимур Лубаков обозначил краткосрочные планы ведомства по строительству, ремонту и повышению безопасности федеральных автотрасс.
Ремонт и безопасность
Госпрограммой на 2016 год установлено, что доля протяженности федеральных автодорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, должна составить 71% (в 2017 году — 79,95%, в 2018-м — 83,74%, в 2019-м — 85,07%).
Запланирован ремонт и ввод в эксплуатацию участков автодорог общей протяженностью 8900 км, в том числе после капремонта — 1700 км, после ремонта и устройства слоев износа и защитных слоев — 7200 км.
Как отметил г-н Лубаков, в связи с оптимизацией бюджетных средств, предусмотренных на эти цели, возможно уменьшение протяженности соответственно до 1500 км по капремонту и до 6700 км — по ремонту участков автодорог, включая устройство слоев износа и защитных слоев. Общая протяженность при этом составит 8200 км.
Кроме того, планируется отремонтировать 531 искусственное сооружение общей протяженностью 27,5 км.
Учитывая возможную дальнейшую оптимизацию федерального бюджета, данные показатели будут корректироваться в течение года, предупредили в ведомстве.
В рамках комплексного обустройства автомобильных дорог и мероприятий по повышению безопасности движения в 2016 году планируется выполнить работы по строительству 16 надземных пешеходных переходов, построить 253 км линий электроосвещения, установить около 280 км барьерного ограждения, 680 м шумозащитных экранов, 113 светофорных объектов, в том числе 45 — с кнопкой вызова.
Строительство и реконструкция
С учетом оптимизации бюджета федеральной инвестпрограммой на 2016 год предусмотрено производство работ на 214 объектах строительства и реконструкции сети федеральных автодорог, включая проектно-изыскательские работы с годовым объемом финансирования 86,7 млрд руб.
Программой планировалось завершить работы на 48 объектах строительства и реконструкции с вводом в эксплуатацию участков автодорог общей протяженностью 278 км, однако с учетом оптимизации данный показатель, возможно, будет уменьшен на 35 км и составит 243 км.
В целом снижение финансирования в 2016 году повлекло за собой корректировку производственной программы: в плане уменьшения планируемого объема ввода и переноса сроков ввода в эксплуатацию объектов.
В целом, по словам начальника управления Росавтодора Тимура Лубакова, нынешний год будет нелегким.
На целых 43 млрд меньше
Вторит Лубакову и Ирина Цвигун. Она сообщила, что в рамках оптимизации бюджетных расходов предусмотрено установить объем ассигнований в размере 509,2 млрд руб, то есть уменьшив их на 43,2 млрд руб.
Под сокращение попали расходы по всем направлениям, кроме строительства транспортного перехода через Керченский пролив, платы концедента в рамках заключенных концессионных соглашений, расходов по ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения» и ФЦП развития Калининградской области, а также еще нескольких более мелких позиций.
Несмотря на заметное сокращение, г-жа Цвигун оптимистично напоминала, что планы и замыслы дорожников всегда превосходили имеющиеся финансовые возможности, тем не менее эти планы исполняются. Поэтому есть уверенность в том, что и в 2016 году бюджетные ограничения послужат «дополнительному творческому осмыслению возможностей оптимизации программ дорожных работ, будут стимулировать к эффективному и полному освоению средств федерального бюджета», резюмировала она.
Наш журнал будет внимательно следить за тем, как дорожники справятся со своими планами в условиях столь значительного сокращения бюджетов.
Подготовил Станислав ДОНИН
Фото: gorod48.ru, pasmi.ru, privetsochi.ru, sochi-dor.ru
—
Источник