Платные автотрассы: пока не прокатило

Эксперимент с развитием в России платных автомобильных дорог пока проходит не слишком успешно. Например, тарифы на проезд по участку магистрали М-11 от МКАД до Солнечногорска были установлены совсем недавно, а уже пришлось их срочно пересматривать. Несмотря на то, что это одна из лучших наших трасс, народ по ней за деньги так и не поехал. Почему? 

 

Что было

В конце 2014 года был пущен участок новой скоростной платной трассы Москва — Санкт-Петербург от МКАД до Солнечногорска. С самого начала было известно, что за проезд придется платить. Но до октября 2015 года дорога работа в бесплатном режиме.

Эта трасса позволяет быстро преодолеть расстояние от МКАД до Шереметьево. И, надо сказать, в бесплатном режиме пользования она привлекала автолюбителей отсутствием столь привычных для Москвы и Подмосковья пробок.

Ситуация существенно изменилась, когда минувшей осенью были объявлены тарифы на проезд, которые вводились с 16 ноября 2015 года. Узнав о расценках, многие водители загрустили, посчитав их чрезмерными. И вернулись на старые трассы, в результате чего дорога значительно опустела.    

И это неудивительно. За желание промчаться от Москвы до Шереметьево с ветерком надо было заплатить от 100 до 250 руб. в зависимости от времени суток. Поездка до Зеленограда стоила от 150 до 350 руб. Дороже всего обходилось путешествие до Солнечногорска, здесь тариф был самый высокий — от 200 до 500 руб.

Отдельная тарификация предназначалась для грузовых автомобилей и автобусов. Принцип для определения тарифа был заложен такой: чем больше осей и крупнее габариты машины, тем дороже проезд. Больше других разорял водителей многоосных большегрузов участок от Солнечногорска в Москву: проезд стоил 1,2 тыс. руб. с 6:00 до 22:00 часа и 1 тыс. руб. в обратном направлении.

С самого начала и водители, и эксперты стали утверждать, что подобные расценки завышены. Расстояние от МКАД до Солнечногорска не такое уж большое, чтобы взимать за проезд такие деньги, говорили они.  

Ситуация обострилась до такой степени, что на эту тему пришлось высказаться Президенту России. Выступая на межрегиональном форуме Общероссийского народного фронта, Владимир Путин заявил, что цены на проезд «вздули так, что никто не ездит».

А губернатор Московской области Андрей Воробьев назвал действующие тарифы катастрофой. Он отметил, что никакая концессионная модель не работает, когда человек не может себе позволить проезд по платной трассе.

 

В дело вступила Генпрокуратура

Не успели журналисты прокомментировать высказывание главы государства, как (что у нас часто бывает) тут же напомнила о себе Генпрокуратура. Ведомство предупредило главу ГК «Автодор» Сергея Кельбаха о недопустимости нарушения закона и превышения полномочий при исполнении концессионных соглашений о строительстве и эксплуатации федеральных автодорог.

Так в Генпрокуратуре отреагировали на высказывание Кельбаха, который ранее в ответ на недовольство высокими ценами за проезд по платному участку дороги М-11 из Москвы в Санкт-Петербург заявил, что определение уровня тарифов за проезд по платному участку скоростной автодороги М-11 Москва — Санкт-Петербург находится в исключительной компетенции концессионера.

Надзорное ведомство считает такую позицию необоснованной, поскольку она не учитывает нормы о регулировании Правительством РФ предельных тарифов за проезд по платным дорогам.

Кроме того, Генпрокуратура усмотрела в высказываниях Кельбаха нарушение закона о госслужбе, по которому чиновникам запрещено делать публичные суждения и оценки в отношении вышестоящих органов власти и их руководителей.

В связи с этим первый заместитель генпрокурора Александр Буксман объявил Кельбаху предостережение, сообщили в Генпрокуратуре.

 

Что стало

Итак, с 4 февраля по 1 апреля 2016 года вводятся скидки на проезд по трассе. Изменения коснутся участков Москва — Зеленоград, Москва — Малое Московское кольцо (ММК), Москва — Солнечногорск, Зеленоград — Солнечногорск. Снижение тарифов, как и прежде, не зависит от способов оплаты проезда, однако сама оплата будет рассчитываться по гибкой схеме, учитывающей время движения транспортного средства и его класс.

То, что цены снижены, это приятно. Правда, многие ожидали, что снижение будет более существенным. Если до этого проезд от Москвы до Солнечногорска или в обратном направлении обходился владельцу легкового автомобиля в 500 руб., то теперь в будние дни в час пик (06:00—0:00 и 16:00—22:00) он заплатит всего на 100 руб. меньше — 400 руб.

Днем в будни (10:00—6:00) проезд будет несколько дешевле — 350 руб. В выходные водитель выложит от 150 до 350 руб. в зависимости от дня и времени суток. Больше повезет любителям ночной езды, в темное время суток независимо от дня недели они заплатят всего 150 руб.

Поездка от Москвы до аэропорта Шереметьево в будний день для владельцев легковушек будет стоить 200—250 руб. Дешевле всего ехать ночью или в воскресенье: всего сотня «деревянных» в один конец. Движение от МКАД до Зеленограда в будни теперь стоит в 150—250 руб., ночью и в воскресенье — 100 руб. Поездка от МКАД до ММК обойдется от 100 руб. утром в воскресенье до 350 руб. в час-пик рабочего дня.

Снизить стоимость проезда по участку трассы М-11 можно в случае использования транспондера.

 

Комментарий эксперта

Мы попросили прокомментировать ситуацию старшего научного сотрудника Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Екатерину Решетову.  

 

— Почему на трассе М-11 сложилась такая ситуация?   


— Платными дорогами в России занимается госкомпания «Автодор». Она строит автомобильные дороги по двум схемам. Первая — без привлечения частных средств, только за государственный бюджет. На этих трассах плата устанавливается государством в размере 1 руб. за 1 км. Эти тарифы всех устраивают.

Вторая схема — с привлечением частных инвестиций. Они могут составлять разную долю: четверть, больше половины и т.д.  Инвестор делает свой бизнес-план по окупаемости вложений. Грубо говоря, выполняется  расчет интенсивности автомобильного трафика, и уже на его основе устанавливается размер платы за проезд.

По такому варианту действуют на данный момент три платных дороги: в обход Одинцово, МКАД — Солнечногорск и в обход Вышнего Волочка.  Естественно, что на этих дорогах тарифы существенно выше, чем на трассе М4 «Дон», которая строилась без участия частных средств.

Учитывая, что у государства денег на строительство дорог не хватает, а лимиты ежегодно сокращаются, все последние годы постоянно говорилось о необходимости привлечения в эту сферу частных вложений. Мол, они придут, построят отличные дороги — и все будут рады…

Инвесторы пришли, построили дорогу, но тарифы оказались очень высокими. И вот, из-за того, что цены за проезд не понравились водителям и властям, было принято административное решение снизить стоимость трафика.

Но не стоит сильно радоваться и этому шагу. Ведь такими административными мерами мы будем отпугивать бизнес от строительства дорог. Следует понимать, что у любого инвестора прописан механизм разделения рисков при подобных концессионных соглашениях. Объем возвращаемых средств в данном случае у компании вряд ли сократится. Только они будут возвращаться не путем собирания платы за проезд, а недобор покроет государство из общих налоговых поступлений.

Конечно, сознавать это не слишком приятно, но, с другой стороны, надо иметь в виду, что построены новые дороги. В последние годы у нас их в основном только ремонтировали и  реконструировали, а новых не строили.

 

— Как Вы считаете, изначально тариф все же был сильно завышен — или мы так привыкли ездить по дорогам бесплатно, что никак не желаем платить за проезд?

— Как для пользователя, для меня предпочтителен бесплатный проезд. Но у нас низкий транспортный налог. В Москве половина средств на дорожное строительство — это налоги, которые взимаются с владельцев транспортных средств, остальные средства покрывает городской бюджет. В целом же по России строительство дорог примерно на 75% финансируется за счет взимаемых с автовладельцев сборов.

Я это говорю к тому, что мы в самом деле привыкли не платить за удовольствие ездить по автодорогам. Поэтому подобные платежи кажутся высокими. Такими они являются, если их сравнивать с расценками в Европе. Однако тут претензии надо предъявлять в первую очередь к инвестору, который посчитал, что такой тариф ему выгоден. Но его ожидания оказались завышенными, поскольку люди просто отказались ездить по этой трассе.  

Но дорога хорошая, и она не должна оставаться без машин. Поэтому снизили тариф, чтобы посмотреть, как на это отреагируют водители. Пройдет некоторое время, и будут решать, что делать дальше. Продлевать ли действие новых тарифов, увеличивать их или еще сокращать? Надо учитывать и такой факт: это соглашение заключено в 2011 году при совсем другой экономической ситуации. Сейчас она сильно поменялась. И тарифный план надо приспосабливать к новым реалиям.

 

Как Вы смотрите на перспективу развития сети платных дорог с учетом того, что у государства на дорожное строительство не хватает средств?  

— Сейчас у инвесторов не наблюдается большого желания вкладывать деньги в дорожное строительство. Во-первых, общее экономическое положение не благоприятствует этому, во-вторых, они видят не самый лучший опыт своих коллег.

Но страна остро нуждается в приросте дорожной сети, ведь, повторяю, в последнее десятилетие она почти не увеличивалась. Не появилось ни одного нового направления. Поэтому будут ли прокладываться платные или бесплатные трассы — с моей точки зрения, вопрос второстепенный.  Главное, чтобы они появлялись!

К тому же хорошо известно, что развитие дорожной инфраструктуры способствует успешному преодолению кризиса в экономике.

Удручает же, что госбюджет выделяет на эти цели все меньше денег.

 

— Какой вывод можно извлечь из урока с тарифами на трассе М-11?

— В первую очередь, следует делать более тщательный маркетинг. Проводить пиар-компанию, разъяснять пользователям необходимость тех или иных тарифов, учитывать заработную плату в регионе. Эти меры необходимы, поскольку дорожное строительство — отрасль весьма капиталоемкая.

 

— Насчет маркетинга — это Вы в самую точку. Даже с учетом всех пертурбаций с курсом рубля есть большие вопросы к маркетологам, которые так посчитали экономику платных участков, что по ним никто не поехал, а в итоге пришлось снижать тарифы. К слову, на Западе такие шарахания невозможны: там ценовая политика проводится по принципу «от низкого к высокому», а не наоборот. Да и за проезд по небольшим участкам, сравнимым с Москва — Зеленоград и др., там денег обычно не взимают…

— Наше государство приняло целый ряд мер с целью повышения привлекательности автодорожных проектов. Инвесторы реагируют на эти преференции.

Но, действительно, они должны лучше представлять себе, какую экономическую политику следует проводить после сдачи объектов в эксплуатацию.

Владимир ГУРВИЧ

Фото mskagency.ru, amsrus.ru, fishki.net

 

СПРАВОЧНО

 

Новые тарифы за проезд (с 4 февраля до 1 апреля 2016 года)

Москва — Зеленоград

Вс. — 100 руб.

Сб. — 100 руб. (22:00—6:00), 150 руб. (6:00—10:00), 250 руб. (10:00—22:00)

Будни — 100 руб. (22:00—6:00), 250 руб. (6:00—22:00)

Москва — ММК («бетонка»)

Вс. — 100 руб. (6:00—14:00), 150 руб. (0:00—6:00, 14:00—24:00)

Сб. — 150 руб. (0:00—6:00, 22:00—24:00), 200 руб. (6:00—10:00), 300 руб. (10:00—22:00)

Будни — 150 руб. (0:00—6:00, 22:00—24:00), 300 руб. (10:00—16:00), 350 руб. (6:00—10:00, 16:00—22:00)

Москва — Солнечногорск

Вс. — 150 руб. (0:00—14:00), 200 руб. (14:00—22:00)

Сб. — 150 руб. (0:00—6:00, 22:00—24:00), 250 руб. (6:00—10:00), 350 руб. (10:00—22:00)

Будни — 150 руб. (0:00—6:00, 22:00—24:00), 350 руб. (10:00—16:00), 400 руб. (6:00—10:00, 16:00—22:00)

Зеленоград — Солнечногорск

Вс. — 50 руб. (0:00—14:00, 22:00—24:00), 100 руб. (14:00—22:00)

Сб. — 50 руб. (0:00—6:00, 22:00—24:00), 100 руб. (6:00—22:00)

Будни — 50 руб. (0:00—6:00, 22:00—24:00), 100 руб. (6:00—22:00)

Источник: Северо-Западная концессионная компания

 



Источник