Рынок теплоизоляции: стакан наполовину полон или наполовину пуст?
Мнения участников конференции разделились. Одни считают, что отрасль находится в глубоком кризисе и видят пути развития в сокращении издержек и снижении качества продукции. Другие склонны считать нынешнюю ситуацию «новой нормальностью», где первую скрипку будут играть диверсификация производства и оптимизация внутренней структуры предприятий. Стакан наполовину полон или пуст? Похоже, точки над i на рынке теплоизоляционных материалов расставит только время.
Ситуация сложная, но не критическая
Безусловно, рассматривать ситуацию на рынке ТИМ в отрыве от положения дел в строительной отрасли бессмысленно. А здесь, на первый взгляд, все выглядит не так плохо, как могло бы показаться.
Объемы ввода нежилой недвижимости и коммерческого строительства снизились, но зато объем выдачи ипотечных кредитов в первом квартале 2016 года вырос почти до уровня 2014 года.
— Россия — страна парадоксов. Несмотря на все негативные факторы двух последних лет, рост строительства жилья у нас продолжается, — считает главный редактор ИЦ «Современные строительные конструкции» Николай Гаврилов-Кремичев. — В 2016 году мы ожидаем небольшое снижение по объемам ввода жилья, но не спад на 10—20%, как это многие предрекали в начале года.
Однако ввод жилья и его строительство — это, как говорится, две большие разницы. Объемы строительных работ в 2015 году снизились, здесь положительную динамику показал только ЦФО. В большинстве федеральных округов наблюдается снижение объемов, особенно в ЮФО, который раньше был лидером по динамике. Не оправдывает возлагавшихся на него ожиданий сектор нежилого строительства, не растет и индивидуальное жилье.
В этой связи весьма показательным выглядит динамика производства цемента как опережающий индикатор. Если в 2014 году этот показатель составил почти 69 млн т, то в 2015-м упал почти до уровня 2012 года — до 62 млн т. Это также свидетельствует о том, что стройка в стране заметно тормозит.
Что касается рынка ТИМ, то здесь также ситуация нестабильная. Так, ввод производственных мощностей по производству изоляционных материалов в 2015 году по сравнению с 2014-м упал в 10 раз — с 4 млн 158 тыс. до 415 тыс. куб. м.
По данным CMПРО, ВВП в отрасли за минувший год снизился на 3,7%, инвестиции в основной капитал — на 8,4%, производство всех строительных материалов уменьшилось на 7,8%, а объем работ по виду деятельности «Строительство» — на 7%.
— В первом квартале 2016 года производство строительных материалов снизилось более чем на 14%, ввод жилья — на 16%, — подчеркнул заместитель генерального директора СМПРО Евгений Высоцкий. — И мы склонны сделать выводы о том, что в целом по этому году в производстве строительных материалов произойдет снижение до 10%.
Стабилизация не за горами?
Что же ожидает рынок в ближайшей перспективе? Большинство экспертов сходятся в том, что спад производства будет недолгим. Это обусловлено низкой жилищной обеспеченностью страны: 24 кв. м на одного человека — значительно более низкой, чем в странах Европы и США, а также состоянием жилфонда страны, лишь 68% которого можно с натяжкой отнести к благоустроенному. Стране не хватает жилья, и оно будет строиться.
— Мы ожидаем, что после небольшого спада в начале 2017 года начнется стабилизация как по рынку жилищного строительства, так и по строительству и вводу нежилой и коммерческой недвижимости, — говорит Николай Гаврилов-Кремичев. — Далее возможен небольшой рост ввода жилья, который продолжится в 2018 году. За счет подтягивания депрессивных регионов, со второго полугодия 2017 года восстановится рост объемов строительства нежилой недвижимости, хотя в регионах-лидерах продолжится замедление темпов роста в этом сегменте.
Что касается рынка ТИМ, то, по мнению директора Ассоциации производителей и поставщиков пенополистирола Юрия Савкина, спад производства и потребления ТИМ в 2015—2016 годах будет непродолжительным.
— Уже в текущем году он перейдет из двузначных к однозначным процентным значениям. А с середины 2017-го — начала 2018 года ожидается неизбежный рост, в том числе в связи с крупными инфраструктурными проектами в стране, — считает Юрий Владимирович.
В период рецессии производителям необходимо сосредоточить свое внимание на сохранении и совершенствовании параметров качества продукции, а также вести дальнейшую работу по формированию рынка, условий и предпосылок для его развития, резюмирует глава ассоциации.
Время оптимизации
Интересную точку зрения представил директор компании Indexbox Marketing Александр Романенко. Перед конгрессом компания провела опрос среди более 60 руководителей предприятий-участников форума со всей России, в котором предложила им оценить рынок строительной изоляции в период с января по май 2016 года, а полученные ответы сравнила с данными за аналогичный период прошлого года.
В результате опроса выяснилась любопытная вещь. Несмотря на то, что у большинства компаний объемы производства не увеличились, треть респондентов заявила, что увеличила мощности.
— В основном производство увеличилось либо у компаний, которые недавно вышли на рынок и, несмотря на кризис, находятся в стадии роста, либо у тех, кто, отвечая на вызовы кризиса, диверсифицирует производство и вводит производственные мощности по другим продуктам, — прокомментировал итоги опроса Александр Романенко.
По словам эксперта, загрузка производственных мощностей сократилась у 40% предприятий, запасы уменьшаются, а цена продукции при этом растет вслед за ценами на сырье.
— Сокращение запасов — характерный признак того, что предприятия привыкли находиться в состоянии кризиса, — подчеркнул аналитик и добавил: — Одна компания в ходе опроса заявила, что вообще старается отказаться от складских запасов и перестроить систему логистики таким образом, чтобы поставлять заказы точно в срок.
Такое отношение к собственному производству, по мнению маркетологов, хороший знак. К позитивным изменениям можно отнести и тот факт, что в отличие от предыдущего года многие компании заявляют о диверсификации бизнеса, расширении продуктовой линейки. Это является драйвером роста и дает возможность ввести новые производственные мощности.
По словам Александра Романенко, рынок в ближайшие 10 лет будет находиться в состоянии так называемой новой нормальности (этот термин любит употреблять глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев).
Она характеризуется низкими темпами роста, сдержанным оптимизмом относительно перспектив. Что, в свою очередь, обуславливает низкий уровень принятия рисков, то есть компании не будут готовы реинвестировать прибыль, даже если она у них есть.
По мнению Александра Романенко, за минувшие полтора года рецессии российской экономики предприятия сделали весьма тривиальные шаги. Они снизили издержки по самым очевидным статьям: сократили сотрудников и перешли на низкое качество сырья.
При этом очень немногие компании поработали с маркетингом, расширили распространение, продуктовую линейку, начали заниматься оптимизацией бизнес-процессов.
— Между тем единственный способ выжить и преуспеть в условиях новой нормальности — оптимизировать внутреннюю структуру, снизить себестоимость и повысить конкурентоспособность, — заключил эксперт.
Даешь капремонт!
Еще один аспект, на который обращали внимание все выступающие, — роль государства в изменении ситуации на рынке. Участники конгресса сошлись во мнении, что государство как заказчик уходит из строительного сектора, и эта линия продолжится в ближайшее время.
Однако строители ждут, что правительство не выключится из процесса, и будет стимулировать коммерческий сектор реинвестировать свою прибыль.
— Негативные факторы сегодня — это снижение инвестиций и доходов граждан, увеличение процентной ставки по кредитам для бизнеса и по ипотеке, — считает Александр Будченко, директор по развитию направления «Каменная вата» корпорации ТехноНИКОЛЬ. — Мы очень ждем государственной поддержки по этим направлениям.
Интересную точку зрения высказал генеральный директор группы «Мосстрой-31» Шота Хабелашвили. По его мнению, драйвером экономического роста на рынке теплоизоляции вполне может стать программа капитального ремонта.
— Мы много говорим о необходимости строить доступное, комфортное жилье, но почему бы таким не сделать жилье после капремонта? — рассуждает Шота Георгиевич. — Наш Президент Владимир Путин заявил, что сегодня срочного ремонта требует 1 млрд кв. м жилья. А наша северная страна особенно остро нуждается в утеплении.
— Если раньше в списке работ по капремонту утепление фасадов было опциональным, то в Московской области уже принято решение, что такие работы будут обязательными, — добавил топ-менеджер. — Я надеюсь, что и другие регионы последуют этому примеру, и мы почувствуем рост в производстве теплоизоляции уже в первом квартале будущего года.
Залог успеха — в спокойствии потребителя
Как бы то ни было, предприятия строительной отрасли вынуждены жить в сложившихся условиях. По мнению участников конгресса, основная негативная тенденция — это непредсказуемость будущего для рядового потребителя.
Как только обыватель поймет, что его спокойствию ничего не угрожает, он вернется на рынок. А пока предприятиям приходится выкручиваться в условиях жесткой, зачастую недобросовестной конкуренции.
Но кто сказал, что это так уж плохо? Конкуренция способствует мобилизации трудовых и интеллектуальных ресурсов, стимулирует предлагать лучшую продукцию, качественный сервис. Что, согласитесь, само по себе хорошо для любого рынка, в том числе и строительного.
Евгений ГОРЧАКОВ
Фото Строительство.RU и build-insulation.ru
—
Источник