Космодром Восточный: через коррупцию — к звездам

Утром 28 апреля с космодрома Восточный, расположенного на Дальнем Востоке, со второй попытки состоялся запуск ракеты-носителя «Союз 2.1а». Ракета вывела на орбиту космические аппараты «Аист-2Д», научный спутник МГУ «Ломоносов», а также наноспутник SamSat-218. Таким образом, можно констатировать, что  первый этап эпопеи по созданию новой космической гавани на территории России в целом успешно завершен. И главными действующими лицами здесь стали строители.

 

Зачем нам новый космодром

Рассказывая о строительстве нового космодрома, в первую очередь следует напомнить, зачем он вообще нужен. Для России его появление несет целый ряд ощутимых преимуществ.

Во-первых, Восточный позволяет отечественной космической отрасли обрести независимость по всему спектру решаемых задач, от научных и социально-экономических до пилотируемых программ.

Во-вторых, он гарантирует выполнение международных и коммерческих космических запусков: теперь все зависит только от российской стороны.

В-третьих, получает серьезный импульс развития Амурская область, где создается много дополнительных рабочих мест, увеличиваются шансы на привлечение инвестиций.

В четвертых, в перспективе Восточный позволит России сократить затраты на аренду космодрома Байконур в Казахстане. Правда, это случится не сразу, поскольку пилотируемые запуски с нового космодрома начнутся ориентировочно с 2023 года.

Впрочем, изначально не все были согласны с тем, что нам нужен новый космодром для запуска ракет гражданского назначения. В частности, академик Юрий Семенов, крупнейший на сегодня российский конструктор космической техники (один из создателей пилотируемых космических комплексов «Салют», «Союз» и «Прогресс», орбитальной станции «Мир», до 2005 года — генеральный конструктор НПО «Энергия»), в свое время высказывал отрицательное отношение к этому проекту.

По его мнению, строительство космодрома превратится в очередную кормушку для чиновников и аффилированных с ними бизнесменов и при этом станет слишком тяжелой нагрузкой для бюджета и экономики в целом. Забегая вперед, скажем, что и здесь великий ученый оказался во многом прав.  

Однако слушать скептиков и прочих «нытиков и маловеров» власти не стали. И, правда, зачем, когда на кону такие деньги?

 

Как все начиналось

В 2007 году строительство космодрома оценивали в 130 млрд руб, затем сумма, как это у нас принято, только росла. Вот этапы ее дальнейшего роста. 2009 год — 400 млрд руб. В 2011 году Роскосмос представил в правительство смету уже на 493 млрд руб. В августе 2015 года Юрий Коптев, бывший гендиректор Роскосмоса, а ныне председатель Научно-технического совета Госкорпорации «Ростех», заявил, что космодрому нужно еще «добавить» 560 млрд руб.

Всего же Роскосмос планировал до 2025 года потратить на развитие космодромного хозяйства страны 900 млрд руб. Однако в связи с оптимизацией расходов, эту сумму ориентировочно сократили до 600 млрд. руб.

Космодром Восточный стал возводиться на основе указа Президента Владимира Путина №1473с от 6 ноября 2007 года и распоряжению Правительства РФ №30-р от 14 января 2009 года. Причем до сих пор Указ целиком не опубликован. Иными славами, хотя космодром в значительной своей части уже построен, гриф «Секретно» с документа так и не снят. 

Реальное строительство космодрома было начато в 2011 году, когда приступили к разработке проекта. А непосредственно строительные работы стартовали с июля 2012 года.

Что же предстояло возвести строителям? Общая площадь — 700 кв. км. Запланировано сооружение десяти технических и обеспечивающих площадок, стартового комплекса ракеты-носителя среднего класса повышенной грузоподъемности (до 20 т) в составе двух пусковых установок. Кроме этого должно появиться большое количество самых разных объектов: аэродром, кислородно-азотный завод, водородный завод, система электроснабжения, 115 км автомобильных и 125 км железных дорог. 

Хотя с выделением денег не скупились, но в России деньги — это, как известно, только полдела. Кроме них есть еще сроки. Так вот сроки строительства космодрома Восточный начали срываться с самого старта стройки.

Уже в 2011 году появились первые сбои, да такие серьезные, что руководство Роскосмоса проинформировало Президента о том, что запуск первой ракеты в  2015 году под угрозой срыва. Так оно в итоге и случилось.

На два года запоздала проектно-сметная документация, а когда она  появилась, то прописанные расценки работ оказались в два раза ниже тех, которые Спецстрой уже оплатил.

В 2013 году положение и вовсе стало критическим: отставание по ряду объектов достигало 18 месяцев. В итоге своими должностями поплатился целый ряд высокопоставленных чиновников и военных.

 

Что сделано и что предстоит

По заявлению заместителя директора Спецстроя России, начальника строительства космодрома Восточный Александра Мордовца, к настоящему моменту выполнены все общестроительные работы в монтажно-испытательных корпусах технического комплекса, что  позволило завершить автономные испытания на техническом комплексе.

В одном из недавних интервью главный куратор самой масштабной стройки современной России вице-премьер Дмитрий Рогозин особо подчеркнул тот факт, что Восточный — это первый за всю историю России чисто гражданский космодром.

По его словам, завершен первый этап строительства — так называемый пусковой минимум. То есть там есть то, что необходимо для осуществления первого запуска. До конца года продолжится сооружение первой очереди города Циолковский.

Вице-премьер также сообщил, что после первого пуска предполагается сделать примерно годичный перерыв в использовании космодрома, в ходе которого будут проводиться дополнительные испытания. А с 2017—2018 годов количество пусков с космодрома Восточный будет постепенно увеличиваться.

Второй этап ввода объекта на Восточном предусматривает завершение строительства наземной инфраструктуры космического ракетного комплекса тяжелого класса типа «Ангара» для выведения на высокоэнергетические орбиты космических аппаратов и пилотируемых кораблей нового поколения. Кроме того, будет создан аэропортовый комплекс.

На третьем этапе запланировано построить объекты наземной инфраструктуры второй очереди для запуска ракеты-носителя сверхтяжелого класса, в том числе для лунных экспедиций.

Именно с Восточного полетит новый космический корабль «Федерация», который сейчас создается в РКК «Энергия».

Пока же на строительство первой очереди Восточного уже потрачено 120 млрд руб. Но вот реализуются ли все планы, о которых говорит Дмитрий Рогозин, вопрос: судя по экономической ситуации в России, дальнейшего сокращения финансирования в ближайшие годы Роскосмосу, увы, не избежать.

 

Восточный против Байконура

Восточный кардинально отличается от легендарного Байконура, находящегося в казахстанской степи. По зарезервированной на будущее площади он почти в шесть раз меньше, зато, как считают эксперты, построен  гораздо более рационально.

Это проявляется, например, в наличии автомобильной дороги вдоль железнодорожного полотна от монтажно-испытательного комплекса к месту старта. На Байконуре ракету вывозят на поезде из такого же комплекса к стартовому столу, а сопровождающая ее охрана до сих пор перемещается на автомобилях по далеко не самой лучшей трассе.

Новый стартовый комплекс даже визуально отличается от своего байконуровского аналога. В частности, башней обслуживания, заменившей на стартовом столе хорошо знакомые мачты, сжимающие в своих стальных объятиях ракету на старом космодроме.

До момента пуска ракета здесь находится внутри башни, а перед самым стартом башня отъезжает по рельсам в сторону.

В самих конструкциях пускового комплекса заметны некоторые детали, которые были разработаны еще в начале космической эры. Например, система мачт, которая удерживает ракету на старте, не слишком отличается от той, что установлена на стартовом комплексе Байконура.  Связана такая преемственность с тем, что стартовавший с Восточного «Союз-2.1а» — это плод серьезной, но все-таки модернизации знаменитой ракеты «Союз».

Зато система управления предстартового обслуживания ракеты совершенно иная. Все процессы в ней автоматизированы, а сам старт будет контролироваться одним оператором с одного рабочего места.

Космодром Восточный считается самым современным в мире. Одна только деталь: если везде командный пункт прячут под землю, то здесь он расположен на ее поверхности, поблизости от стартовой установки. 

 

Что вокруг

Близ космодрома расположены два закрытых города: старый Углегорск и новый наукоград Циолковский, который находится в стадии строительства.

Если с названием Циолковский все понятно, то с Углегорском — более любопытная история. Никого угля тут никогда не добывали по причине его полного отсутствия. А назвали так поселение из конспирации. В свое время здесь располагалась дивизия РВСН. Вот, чтобы вражеские силы не проведали о ней, и придумали такое имя.

В 1990-е годы эту ракетную часть расформировали, а на ее материальной базе возник космодром Свободный. За 10 лет своего существования он отправил в космос всего пять ракет. В 2007 году Свободный прекратил свою деятельность, и теперь уже на его базе решили создать другой космодром — Восточный, почти вдвое превышающий в размерах своего предшественника.

Согласно планам, в этих двух городах должно быть построено большое количества жилья для работников космодрома и социальные объекты.    

Сегодня в Циолковском уже сдано несколько домов, до космодрома можно добраться на автобусе. А первая улица, как и положено, получила имя Юрия Гагарина. Предполагается, что со временем в городе будет жить до 20 тыс. человек.

Правда, когда это случится, не ясно. Во время совещания на космодроме Восточный Президент Путин, прибывший туда на старт ракеты-носителя (которого, к слову, ему вместе со всей страной пришлось дожидаться сутки, поскольку старт 27 апреля не состоялся из-за сбоя в системе автоматики) потребовал достроить Циолковский вовремя.  Требование более чем актуальное, учитывая то, что сроки сдачи этого объекта оказались  сорваны.

К слову, реакция Президента на сбой запуска «Союза» 27 апреля заставила себя долго ждать. Владимир Путин объявил выговор вице-премьеру Дмитрию Рогозину, строгий выговор главе «Роскосмоса» Игорю Комарову, а также предупредил главу НПО автоматики Леонида Шалимова о неполном служебном соответствии.

 

Черные дыры

Как принято в современной России (да и не только в ней одной), каждая большая стройка сопровождается бесконечными скандалами. В основном, по причине задержки зарплаты и воровства.

На Восточном задержки в зарплате несколько раз приводили к забастовкам рабочих. И даже вмешательство Дмитрия Рогозина не всегда давало нужные результаты: вице-премьер уезжал — и деньги прекращали платить. Так, только долг перед работниками одного из подрядчиков, Тихоокеанской мостостроительной компании, к февралю 2016 года накопился в сумме 108 млн руб.  

Если черные дыры существуют в космосе, то закономерно, что и на космодроме должны быть подобные объекты. Иначе чем иным можно объяснить факты исчезновения выделяемых государством денег.  

 Считается, что «восточные» масштабы коррупции уже превзошли «сочинские». Это масштабная и долгая эпопея — готовый сюжет для большого сериала. И, может быть, когда-нибудь мы с вами его увидим на экранах телевизоров. Вот лишь одна из возможных его серий.

Два уголовных дела о хищениях бюджетных средств, выделенных на строительство космодрома Восточный, были возбуждены СКР в сентябре 2014 года по материалам, собранным ФСБ и Счетной палатой. Был проведен обыск в офисах Федерального космического агентства, «Дальспецстроя» и ОАО «Ипромашпром» — дочерней структуры Роскосмоса.

В результате взяты под стражу бывший глава «Дальспецстроя» Юрий Хризман и бывший главный бухгалтер этой организации Владимир Ашихмин. Им предъявлены обвинения по ч. 4 ст. 160 УК РФ. «Присвоение, либо растрата, совершенные в составе преступной группы в особо крупном размере».

В  ноябре 2014 года был  арестован еще один фигурант этого дела — главный инженер проекта по оснащению космодрома Восточный 31-го Государственного проектного института специального строительства (ГПИСС) Сергей Островский.  

По версии следствия, обвиняемые Юрий Хризман и Владимир Ашихмин злоупотребили должностными полномочиями при использовании авансов по 11 государственным контрактам на цели, не связанные со строительством объектов космодрома Восточный, что повлекло причинение ущерба Российской Федерации в размере 5,2 млрд руб.

В частности, они завышали расценки на строительные работы и действовали, в том числе, через фирмы-однодневки. Например, сообщалось, что около 500 млн руб. из «восточных» денег Хризман потратил на строительство торгового центра в Хабаровске.

В целом же по материалам ФСБ расследуется 44 дела, связанных с хищениями во время строительства космодрома. В Генпрокуратуре России подсчитали выявленный ущерб от данных преступлений: он  составил 11 млрд руб.

Была исследована деятельность 112 негосударственных субподрядчиков и поставщиков Спецстроя с наиболее крупными договорами на поставки для космодрома. Оказалось, что у 40  компаний нет никакого имущества. А 15 из них управлялись из оффшоров, и кто реально ими владеет, неизвестно.

Поэтому можно с большой вероятностью ожидать, что будут новые посадки. Об этом прямым текстом сказал и глава государства. «Пришлось возбудить шесть уголовных дел, четыре человека арестованы, двое из них, правда, находятся под домашним арестом, а двое в СИЗО сидят. Но если вина тех, кто подозревается в совершении правонарушения, будет доказана, то им придется сменить теплую домашнюю постель на тюремные нары», — пообещал Владимир Путин.

 

Несмотря ни на что

Напомним, что в 2012 году было разрешено для отдельных объектов использовать индивидуальные сметные нормативы, чем с радостью и воспользовались некоторые строительные компании, вступившие в преступный сговор с  фирмами, аффилированными с бывшим руководством ФЦЦС. Анализ результатов применения индивидуальных нормативов, по оценкам аудиторов, при строительстве объектов космодрома Восточный показал увеличение сметной стоимости строительства на 20%.

Так, за создание одного-единственного норматива для строительства космодрома Восточный его авторы получили свыше 300 млн руб. Как отмечает в этой связи замначальника управления ФАС России Андрей Филимонов, такая сумма на несколько порядков превышает реальную стоимость подобной работы.

К тому же на составление нормативного документа у его создателей ушло всего несколько дней. Любой специалист в этой области отлично знает: написать хороший норматив за такой срок невозможно. Спрашивается, за что же были заплачены столь огромные деньги?

Всего же, по данным главы Счетной палаты Татьяны  Голиковой, объем хищений на Восточном превысил 13 млрд руб. Поистине во всем Россия — страна космических масштабов…

…Однако, отправив 28 апреля в бескрайние просторы Вселенной очередного посланца с Земли, наша Родина в очередной раз доказала миру, что, несмотря ни на что, она является ведущей космической державой. И это вселяет определенные надежды.

Мы будем продолжать следить за строительством космодрома Восточный. 

Владимир ГУРВИЧ 



Источник