Заморозят ли в этом году арктические стройки

Российская Арктика — суровый край, протянувшийся от Кольского полуострова до Чукотки. Столбик термометра здесь порой опускается до минус 45—50 градусов Цельсия. Полгода царит полярная ночь. А человеческое жилье порой разделено тысячами километров безлюдной ледяной пустыни. Между тем именно здесь, в Арктике, сегодня идет активное строительство, связанное с возведением объектов оборонного комплекса России.

 

На безлюдных снеговых плато Новой Земли, острова Котельный, Новосибирских островов появились новые погранзаставы, военные городки, аэродромы, инфраструктура для хранения запасов топлива и продовольствия.

Курирует эту масштабную работу Федеральное агентство специального строительства — Спецстрой России. Сегодня мы расскажем о том, как в экстремальных, сверхсложных условиях удается вводить в строй новые объекты в полярных широтах. А заодно поразмышляем о том, что серьезно тормозит арктические стройки.

 

С материка доставляется все, вплоть до последнего гвоздя

Чтобы построить в Арктике даже самый простой дом, нужно изучить (и главное — применить на практике!) увесистый том знаний об особенностях строительства в полярных районах.

Чтобы построить здесь технологически сложный объект — например, военный городок, — придется применить уже целые тонны информации об Арктике, начиная с климатических особенностей, специфики движения льда и заканчивая поведением строительных материалов при сверхнизких температурах.

Сейчас Спецстрой России ведет строительство одновременно на шести островах Арктической зоны: архипелаге Земля Франца Иосифа (остров Земля Александры), архипелаге Новая Земля (п. Рогачево), архипелаге Северная земля (остров Средний), архипелаге Новосибирские острова (остров Котельный), острове Врангеля и мысе Шмидта Чукотского Автономного округа.

— Приходится учитывать особенности вечной мерзлоты, которая допускает единственный вариант фундамента — на сваях. Брать в расчет скалистые породы и ледяные линзы, которыми изобилуют арктические острова, — поделился с нашим журналом известный специалист в области арктического строительства, проректор МГСУ, к.т.н., профессор Андрей Пустовгар.

При этом не надо забывать, что все, вплоть до буквально последнего гвоздя, сюда доставляется с Большой земли, с материка. И нужно успеть уложиться в короткий срок летней навигации, которая длится здесь максимум четыре-пять месяцев.

Например, в навигацию 2014 года морские суда ледового класса и буксиры доставили на арктические строительные площадки 8 тыс. т щебня, 10 тыс. т песка, 8 тыс. куб. м утеплителя, 900 т металлоконструкций!

Трудно представить, но различными видами транспорта (в основном водным и воздушным) в арктическую зону за один год было завезено в общей сложности около 50 000 т грузов. Параллельно с грузами доставлялась специальная строительная техника в арктическом исполнении, приспособленная к работе при супернизких температурах. На ходу обустраивались береговые линии, укладывалось временное дорожное покрытие…

Организация строительства в Арктике в чем-то схожа с полномасштабной военной операцией: столько сил «быстрого реагирования» здесь задействовано.

 

Пребывание военнослужащих на открытом воздухе будет минимальным

Надо сказать, что задачу Спецстрой определил для себя грандиозную: в Арктике должно появиться 6 военных городков, 13 аэродромов, 10 технических позиций для радиолокационных станций, полномасштабная энергетическая инфраструктура, системы хранения топлива и продовольствия.

Полярные базы Министерства обороны планируется снабдить максимальным набором удобств. На самой северной погранзаставе России, в п. Нагурское, например, спроектированы теплые коридоры, которые соединяют служебное помещение с казармами. Так что военнослужащим не придется мерзнуть на 40-градусном морозе, перебираясь утром из жилых корпусов в административное здание.

По тому же принципу спроектирован и военный городок «Арктический трилистник» на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа, где общественное здание соединено с жилыми помещениями теплыми переходами.

Как рассказал заместитель начальника ФГУП «Главное управление инженерных работ № 2 при Спецстрое России Олег Сиразетдинов, арктические городки будут укомплектованы всем необходимым.  Например, в комплексе «Полярная звезда», который возводится на острове Котельный архипелага Новосибирские острова, проектом предусмотрены не только столовая, медпункт, тренажерный и спортивный залы, но и сауна, и даже кабинет психологической разгрузки.

На всех арктических объектах заложена возможность мобильной связи, доступа в интернет.

 

Зарплаты задерживают, на Большую землю выбраться сложно

Планы у «арктического застройщика» действительно грандиозные. Но парадная картинка, увы, кое-где перестала совпадать с реальностью.

Надо признать, арктическая стройка дается нам нелегко. И дело здесь даже не в сверхсуровом арктическом климате. Как пишет сайт «Военное.РФ», были допущены серьезные просчеты в организации строительства.

Строители, задействованные на арктических объектах, не раз жаловались на задержку зарплаты, плохое питание, некачественное медицинское обслуживание. Не раз дело доходило до забастовок.

По свидетельствам вахтовиков, работающих на острове Врангеля, тем, кто, не дай Бог, приболел, приходится ждать переправки на Большую землю чуть ли не месяцами. А на месте порой нет даже элементарного запаса нужных лекарств.

Продовольствие, путешествующее с материка также по несколько месяцев, зачастую успевает испортиться. И готовить приходится из продуктов с истекшим сроком годности.

Но, пожалуй, самые большие нарекания (кроме задержек оплаты труда) связаны с трудностями переправки на материк после того, как вахта заканчивается. Рейсового вертолета вахтовикам приходится ждать целыми неделями. А затем еще несколько недель строители кантуются на перевалочной базе в чукотском Анадыре.

Один из рабочих свидетельствует:

— Договор у нас закончился в июле, а вывезли нас на Большую землю только в сентябре…

Кроме всего прочего, на том же острове Врангеля ощущается дефицит квалифицированных кадров: стропальщиков («грузы крепят все кому не лень») и водителей, имеющих допуск к управлению большегрузами. Тормозят работы и задержки с поставкой стройматериалов. Порой прибывающие корабли с «непроплаченной» доставкой стоят у берега в течение целого сезона, ожидая разгрузки. Все эти моменты, конечно, замедляют процесс  возведения военных городков в Арктике.

В октябре прошлого года Спецстрой расторг контракт с одним из основных подрядчиков, занимающихся строительством инфраструктуры в арктической зоне, — компанией «РусАльянсСтрой», обосновав это тем, что компания не выполняет своих контрактных обязательств. По договору субподряда «РусАльянсСтрой» получил более 3 млрд руб. аванса, но работу в полном объеме не выполнил. В настоящее время следователи СК РФ начали проверку компании из-за  22-миллионной задолженности по зарплате своим сотрудникам, которые возводят  в Арктике   военные объекты

Сейчас на острова в авральном порядке отправлены «кризисные» специалисты «Спецстроя», которым предстоит закрыть образовавшуюся кадровую брешь.

 

Как поведут себя в Арктике высокопрочные бетоны и легкие стальные конструкции

В столь драматичных обстоятельствах как-то на второй план отошли собственно строительные проблемы. А их на арктических строительных площадках немало.

Летом прошлого года в подмосковной Кубинке в рамках военно-технического форума «Армия—2015» состоялась дискуссия, посвященная  особенностям организации строительства в Арктике. Темы, которые на ней поднимались, имеют непосредственное отношение к арктической стройке.

Участники очень активно обсуждали применение в арктических условиях высокопрочных бетонов, специального гранулированного стекла, электронакопителей, средств защиты от коррозии.

Не обошли вниманием и использование ЛСТК (легких стальных тонкостенных конструкций) для объектов в арктическом исполнении. Как неоднократно писал наш журнал, такие конструкции очень хорошо себя зарекомендовали в условиях сверхнизких температур в районах Крайнего Севера и Арктики.

Кстати, в военном городке Алакуртти будет впервые использована технология возведения объектов на основе ЛСТК, из них построят целый комплекс зданий и сооружений.

Специалисты, задействованные на арктическом строительстве, признают, что вопросов по внедрению инновационных технологий в условиях Севера много. И ими нужно целенаправленно заниматься.

 

Этой зимой стройку останавливать не будут

Между тем совсем недавно замглавы Минобороны РФ, генерал армии Дмитрий Булгаков по-военному отрапортовал: строительные работы, несмотря ни на что, идут полным ходом.

К 1 января 2016 года обустроено 437 объектов военной инфраструктуры. В 2015 году в арктические широты завезено 106 тыс. т стройматериалов — почти в три раза больше, чем годом ранее. Кроме того, в отдаленные северные гарнизоны доставлено более 140 тыс. т полезных грузов.

Дмитрий Булгаков напомнил: Арктика нужна нам для «обеспечения  безопасности страны от широкого спектра угроз». Именно поэтому так важен факт нашего военного присутствия в этих экстремальных широтах.

Так что, как бы там ни было, а  стройку, во всяком случае на Земле Франца-Иосифа и Новосибирских островах, в зимний период останавливать не будут. А значит, строителям по-прежнему придется работать, преодолевая колоссальный холод и непогоду.

 К экстремальным условиям готовятся не только люди, но и техника: ее утепляют, заменяют масла и фильтры. В условиях полярной ночи строительство будет вестись при искусственном освещении. Например, на полярной базе «Арктический трилистник» будет установлено несколько мощных мачт с прожекторами.

Как заметил по этому поводу руководитель стройки на Земле Александры Сергей Поздняков, «у городского жителя, наверное, дух захватывает при одной мысли о таких погодных условиях».

Да уж. Сразу вспоминаешь картинку из ТВ-новостей: продрогших, обледеневших американцев, беспомощно ковыляющих в поисках хлеба насущного по занесенным снегам улицам вымерших Нью-Йорка и Вашингтона. Так и хочется перенести их сюда, в российскую Арктику, хотя бы на денек! Нет, не работать, а просто побыть здесь и почувствовать, так сказать, разницу.

У них все замирает в обычный для России снегопад и всего какой-то 20-градусный мороз. А у нас люди строят в Арктике в поистине экстремальных условиях. Часто без своевременной оплаты труда и нормального питания.

Работают, трудятся, пашут. Несмотря ни на что.

Как говорил поэт, «гвозди бы делать из этих людей — крепче бы не было в мире гвоздей».  

Подготовила Елена МАЦЕЙКО

Фото: spetsstroy.ru, pro-arctic.ru, securitymedia.ru



Источник