Стройиндустрия по Минпромторгу: от Москвы до Сирии, а далее куда?

Минпромторг думает об обеспечении россиян стройматериалами, медикаментами и даже презервативами. Верной ли дорогой идем, товарищи?

 

Только было сел я писать о Первой международной научно-практической конференции «Российский рынок нерудных строительных материалов», которая на днях прошла в столичном Президент-отеле, как на глаза мне попалась новость: «Минпромторг исключил презервативы из списка «третий лишний». Напомним, что проект постановления Правительства РФ, который называют «третий лишний», ограничивает участие иностранных производителей в госзакупках медизделий, если подано не менее двух должным образом оформленных заявок от производителей из России, Армении, Белоруссии и Казахстана.

Ну, думаю, приехали. И презервативами люди занимаются, и стройматериалами, и щебнем. На все руки мастера.

 

Мне не понять их мыслей широты

«В Минпромторге не стали вносить существенных изменений в проект постановления Правительства РФ, ограничивающий доступ иностранных медицинских изделий к госзакупкам. Из перечня исключили только презервативы», — говорилось в информационном сообщении.

И вот тут я вознегодовал. Как вообще можно было передать промышленность строительных материалов Минпромторгу?! Извините, но у меня в голове это не укладывается!

Ведь полстраны живет в ужасающих условиях, в хибарах и бараках. Надо срочно решать жилищную проблему, строить, расселять. И не на словах, необдуманно сказанных властями (о том, что, мол, к 2020 году ежегодно будем строить по 140—150 млн кв. м), а на деле.

Но власть предержащие взяли и приравняли щебень, кирпич, цемент и другие стройматериалы к презервативам. Ну не безумие ли это — поставить знак равенства между резиновым изделием №2 и стройматериалами! И теперь для чиновников что кирпич, что презерватив — все едино…

Если раньше промышленностью строительных материалов худо-бедно ведало целое профильное министерство (Минстрой РФ), то сейчас этим занимается лишь Департамент металлургии и материалов Минпромторга. Будто жилищная проблема в стране решена раз и навсегда. Будто россияне живут не в хижинах, а во дворцах. Режьте меня, но не понимаю я подобные решения! Не по-ни-ма-ю!

И вот что еще вызывает мое недоумение. На конференции по нерудным материалам одним из первых значилось выступление директора того самого Департамента металлургии и материалов Минпромторга России Ильи Чигиря. Он должен был рассказать о проекте Стратегии развития промышленности строительных материалов до 2020 года и осветить дальнейшую перспективу до 2030 года.

Но Илья Андреевич принять участие в конференции не смог. Как объяснил модератор, его отвлекли какие-то «важные государственные дела». Вместо Чигиря на трибуну вышел его подчиненный — начальник отдела развития промышленности строительных и нерудных материалов Роман Куприн.

И Чигирь, и Куприн относительно молоды: обоим лет под 40. Их опыт работы в стройиндустрии нам неизвестен. И вот я спрашиваю: как оказалось, что эти люди очутились во главе важнейшей подотрасли — промышленности строительных материалов, от которой зависит развитие всего строительного комплекса страны? Как такое вообще возможно?

Признаться, я долго искал в Сети биографии Чигиря и Куприна, чтобы посмотреть, как же эти два «эффективных менеджера» строили свою карьеру, через какие огни и воды прошли, прежде чем оказались в министерских креслах, но я так ничего путного и не нашел. Разве только то, что Куприн — бывший сотрудник агентства «СМ ПРО», откуда он и перешел на работу в Минпромторг.

Молодые чиновники были из разряда «темных лошадок». Но ведь чтобы вытянуть промышленность стройматериалов из кризиса, надо быть не «темной лошадкой», а ломовой лошадью, тяжеловозным битюгом. И у меня очень большие сомнения, что это по силам Минпромторгу и его Департаменту металлургии и материалов. Очень большие!

Что ж, решение о передаче промышленности стройматериалов от Минстроя к Минпромторгу было принято полгода назад и пока, увы, обжалованию не подлежит. Кстати, на день этой самой передачи полномочий в Департаменте по металлургии и материалам Минпромторга было всего четыре сотрудника!

В этой ситуации остается только надеяться, что чиновникам Минпромторга во главе с министром Денисом Мантуровым и директором департамента Ильей Чигирем удастся вытащить промышленность стройматериалов из кризиса. И в благодарность их фамилиями мы назовем улицы и пароходы, «самолеты, летящие в даль, и даже заводы, на гора выдающие сталь».

 

Рассказы Куприна

Но это так, к слову. Ибо речь на конференции по нерудным строительным материалам, организованной по инициативе Ассоциации «Карьеры Евразии», Росавтодора и ГК «АВТОДОР», шла не о чиновничьей карьере, а о карьерах, где добывается щебень, гравий, песок…

Как сообщил Куприн, проект Стратегии будет внесен на рассмотрение правительства до 20 февраля.

По его словам, Стратегия будет реализовываться в три этапа. На первом этапе (2016—2018 гг.) власти обещают запустить все механизмы господдержки, сократить импорт стройматериалов и усилить экспорт.

На втором этапе (2019—2025 гг.) планируется полностью перейти на отечественные технологии и оборудование, достичь уровня развитых стран по показателям энергоэффективности производств и доле утилизируемых техногенных отходов.

На третьем этапе (2026—2030 гг.) Россия станет одним из мировых лидеров не только по продаже продукции на внешних рынках, но и по экспорту технологий и оборудования по производству строительных материалов. В документе предусмотрен целый комплекс мер государственной поддержки.

В их числе создание государственной информационной системы промышленности (ГИСП), призванной обеспечить рациональное размещение предприятий на территории страны. Господдержка научно-производственной деятельности с помощью налоговых льгот, субсидирования ставок по кредитам, госгарантий и грантов. Налоговое стимулирование энергоэффективности, энергосбережения и утилизации отходов производства и потребления. Стимулирование внутреннего спроса за счет дорожного строительства с использованием цементобетона. Льготные займы Фонда развития промышленности и др. меры.

Финансовые меры поддержки направлены главным образом на проекты импортозамещения, пояснил Роман Куприн. По его словам, к 2030 году доля импортных строительных материалов в потреблении сократится в три раза к уровню 2014 года.

Однако он не привел ни одного примера по импортозамещению. Видимо, Минпромторг о таких компаниях и ведать не ведает. А ведь такие предприятия в стране есть, например компания «Старатели», расположенная в Московской области.

Второе направление — это увеличение доли высокотехнологической продукции в российском экспорте. Доля экспортной продукции в производстве вырастет в те же три раза.

Как сообщил Куприн, субсидирование процентных ставок по кредитам в 2015 году осуществлялось в рамках антикризисного плана. По итогам прошлого года государственную поддержку получили 5 предприятий промышленности стройматериалов, получившие 115 млн руб. из 2 млрд, выделенных на эти цели. Еще 43 предприятия были включены в перечень предприятий, оказывающих особое внимание на отрасль промышленности стройматериалов, и могут получить финансирование.

Это заявление аудитория восприняла с нескрываемым недоумением. Эксперт НОПРИЗ Анатолий Седов, не скрывая издевательского тона, так и заявил:

— Прекрасно, что Минпромторг наконец-то узнал, что в стране есть предприятия промышленности стройматериалов. Это, конечно, хорошо. Но государственную поддержку получили только пять предприятий из 17 тысяч! Блестящий результат…

По мнению Седова, НОПРИЗ уже полгода на всех углах вопиет о том, что Стратегия, которую разрабатывает Минпромторг, ни на чем не основана, что она обречена на провал. Но реакция со стороны министерства — нулевая.

— Сегодня в стране нет ни одного конструкторского бюро, которое могло бы предложить оборудование на современном уровне, — заявил Седов. — А вы мало того что хотите завалить нас российским оборудованием, но и обещаете создать экспортный потенциал. На чем основан ваш оптимизм?

На этот вопрос, заданный прямо в лоб и встреченный, кстати, бурными аплодисментами аудитории, Куприн ответил, что в промышленности ситуация не так уж и плоха. По его словам, в производстве сухих строительных смесей, бетонов и железобетонов доля отечественного оборудования составляет около 60%.

Есть надежда и на экспортные поставки. Так, в настоящий момент рассматривается вопрос поставок российского оборудования для производства ЖБИ в… разбомбленную и раздираемую войной Сирию.

— Поэтому говорить о том, что все пропало и надо срочно бежать топиться, рановато, — с саркастической улыбкой заявил Куприн.

Что ж, подождем топиться. А вдруг и правда, все эти цифры об объемах производства отечественного оборудования и экспортных поставок взяты из реальных расчетов, а не высосаны из пальца. Хотя вряд ли. Если даже на простейшие вопросы министерские чиновники не знают ответа, что уж говорить о дальней перспективе…

В прошлом году на поддержку производителей стройматериалов  из бюджета было выделено 2 млрд руб. На вопрос главного редактора проекта «Строительство.RU» Александра Гусева, сколько средств будет выделено на эти цели в 2016 году, Куприн ответить затруднился. Точную цифру он не знает, но, по его предположению, средств будет выделено не меньше, чем в 2015 году.

В общем, рассказчик из Куприна превосходный — под стать его великому однофамильцу. А вот что касается реальных дел, здесь, мягко говоря, есть вопросы. И, как видим, не только у меня.  

 

Карьерный вопрос

Между тем проблем на рынке нерудных строительных материалов достаточно. Поэтому молодым чиновникам придется немало подумать и о том, как развивать карьеры. Нет не свои, а другие: те самые, где добывается щебень, гравий, песок.

Развитие добычи этих полезных ископаемых — одна из приоритетных задач, поскольку нерудные полезные ископаемые широко используются и в сфере строительства. В основном щебенка, гравий, песок и т.д. применяются при строительстве и модернизации автомобильных и железных дорог, а также в качестве сырья для производства вяжущих и добавок в различные виды цемента.
На территории России расположено большое количество месторождений нерудного минерального сырья. Объемы их запасов — огромные. В стране действует около 1000 предприятий по производству нерудных строительных материалов. Больше всего их в Центральном, Сибирском, Северо-Западном федеральных округах. Среди регионов лидерами по числу действующих предприятий являются Республика Карелия, Свердловская и Челябинская области, Красноярский край.

На конференции обсуждались проблемы производителей строительных нерудных материалов. А их немало. Это и высокая стоимость транспортировки продукции, доходящая подчас до 70%, и моральное устаревание основных фондов, и дисбаланс спроса и предложения, и низкий уровень внедрения передовых технологий.

За последний год рентабельность предприятий существенно снизилась. Как сообщил заместитель генерального директора агентства «СМ PRO» Евгений Высоцкий, в 2015 году обанкротилось 448 предприятий.

Сегодня более 70% стоимости нерудных материалов, в том числе и щебня, составляют транспортные расходы и услуги посреднических компаний. Поэтому убрать эти лишние «прокладки» между производителем и потребителем или, по крайней мере, свести их к минимуму — одна из главных задач.

Вторая задача — использование новых технологий производства нерудных материалов.

Одной из проблем в сфере перевозки нерудных материалов является диспропорция между разными видами транспорта.

— Эта диспропорция уже всех достала! — заявил Евгений Казанцев, вице-президент Союза транспортников России, член Общественной палаты, бывший заместитель министра транспорта РФ (1996—2001 гг.). — Сегодня даже правительство не знает, как правильно распределить грузопотоки между разными видами транспорта — железнодорожным, автомобильным и речным. Каждый тянет одеяло на себя! Все перевозки осуществляются стихийно, как Бог на душу положит…

По его мнению, сегодня совершенно забыли о роли речного транспорта. А ведь в 1989 году по рекам страны перевозилось 600 млн т грузов, из которых 80% составляли МСМ — минеральные строительные материалы. Сегодня же их перевозится всего 120 млн т. Объем перевозок упал в пять раз! Речной транспорт хиреет, несмотря на то что доставлять грузы по рекам дешевле и выгоднее.

— Сегодня десятки причалов, которые работают на прием минеральных строительных грузов, не используются, потому что нет единой стратегии, — отметил Казанцев. — И даже Московское пароходство прекращает все свои действия по перевозке МСМ.

По мнению бывшего замминистра, использовать только железнодорожный и автомобильный транспорт — это не по-государственному.

Все, о чем говорит Евгений Дмитриевич, вроде бы, верно. Но вот вопрос: сколько можно говорить об одном и том же на протяжении многих и многих лет! На всех конференциях из уст Казанцева традиционно звучит критика, выраженная почти одними и теми же словами.

Но где, в конце концов, дела? Что предпринимает тот же Союз транспортников России для решения этой проблемы? Об этом, увы, ни слова. И создается впечатление, что союз ничего не делает в этом направлении. А если и жалуется, то не перед «целевой» аудиторией.

Как сказал бы простой народ: одна говорильня…

Еще одна проблема — незаконная добыча. «Черные копатели» вывозят огромное количество строительного материала: песка, щебня, гравия. Вывоз осуществляется без какой-либо лицензии, а ущерб от действий предприимчивых злоумышленников составляет миллионы рублей. Ко всему прочему эти преступники наносят страшный вред природе, превращая зеленые территории в настоящие пустыни.

В качестве примера Казанцев привел карьер под Ногинском, где «тайно» добываются миллионы тонн песка.

— За последние 20 лет на Волге увеличили добычу песка в три раза: по подсчетам прокуратуры, из русла реки добыто 150 млн «кубов». Реке наносится непоправимый ущерб, — заявил Казанцев.

Только на территории Московской области за последнее время было выявлено и закрыто около 50 крупных объектов по незаконной добыче полезных ископаемых. Возбуждаются уголовные дела, но беспредел в стране продолжается. Фактов незаконного пользования недрами просто немерено.

Вот поэтому молодым чиновникам, сделавшим прекрасную карьеру в Минпромторге, придется немало подумать и о карьерах, где добывается щебень, гравий, песок.

Геннадий ЛЮЛЬКИН

Фото «Строительство.RU»



Источник