Почему качественная зарубежная техника часто дешевле плохой отечественной

В последнее время на рынке строительной техники наблюдается почти провальная ситуация с продажами. Особенно это касается отечественных машин. Только ли кризис тому виной? Об этом мы поговорили с генеральным директором ЦНИИЭП жилища, д.т.н., заслуженным строителем России Станиславом НИКОЛАЕВЫМ.


 


Купили нашу технику — будьте готовы к плохому сервису

— Станислав Васильевич, прежде всего, хотелось бы понять, чем наша строительная техника уступает зарубежной?


— Вы знаете, у нашей строительной техники, конечно же, есть определенные достижения. Но, на мой взгляд, имеется очень существенный недостаток.


Существует такое понятие, как эксплуатационные расходы. Это те деньги, которые пойдут на ремонт техники, замену каких-то деталей в течение всего срока ее службы. Так вот, у отечественных образцов по сравнению с зарубежными такие расходы на эксплуатацию несравнимо выше.


У нас плохо организован сервис отечественной техники. Если что-то сломалось, например, вышла из строя подъемная система крана, вовремя вы ее не получите. А стройка-то в это время стоит!


Думаю, это одна из причин того, почему потребитель чаще останавливает свой выбор на зарубежных образцах.


 


— Но, очевидно, не только этим объясняется резкий спад продаж строительной техники отечественного производства, который мы наблюдаем в последнее время…


— Не только. Попробую поразмышлять. Видите ли, у нас в строительном комплексе привыкли к сверхприбылям. За 10—15% прибыли никто не работает, хотя это нормальная ситуация для зарубежных строительных компаний. Нам подавай все 100, а то и 200%. К такому подходу «подтягиваются» и маркетинговые службы наших машиностроительных предприятий.


Составляя бизнес-план по производству тех или иных видов строительных машин, у нас зачастую закладывают в этот план гораздо больший процент маржи, чем диктует разумная логика. Между прочим, в мире 10—15% дохода считается весьма эффективным вложением средств, а окупаемость в 5—7 лет — замечательным результатом. Мы же пока живем по принципу: «Нет, нет, нет, нет — я хочу сегодня. Нет, нет, нет, нет — я хочу сейчас!»


В результате отечественная техника на рынке стоит ненамного дешевле импортной, при этом значительно уступая ей по качеству. Более того, есть случаи, когда цена зарубежных образцов даже ниже, чем у отечественных аналогов!


Решите задачку: какой бульдозер, погрузчик, экскаватор купит потребитель? Понятно, что тот, который будет иметь оптимальное соотношение «цена — качество».


Мне кажется, наш производитель тоже должен проводить здесь какую-то более дальновидную политику.


 


Мы уничтожили проверенные временем СНиПы и ГОСТы

— В одном из своих интервью Вы произнесли такую знаковую фразу: «Мы никогда не решим проблему, если будем постоянно воспроизводить путь, который нас к ней привел». Так на каком именно этапе мы отстали — что называется, выпали из обоймы? В чем была наша ошибка?


— С распадом Советского Союза была практически уничтожена наша строительная наука. Понимаете, любая проблема решается комплексно. В данном случае, было разрушено триединство «технология — конструкторская работа — эксплуатация».


Если говорить о технологиях, то в СССР худо-бедно существовали институты и КБ, которые занимались разработками в сфере строительной техники и оборудования. Целые научные коллективы работали над дорожной техникой. В 1990-х же все это обвалилось.


Если говорить о нормативной базе, то она тоже подверглась тотальной «переналадке». В итоге мы уничтожили проверенные временем СНиПы и ГОСТы. И я не уверен, что новые нормативы лучше старых.


И потом любая техника зиждется на общих технических достижениях. Зарубежные образцы очень сильно продвинулись вперед по части гидравлики, пневматики, электроники, телематики, энергосбережения и экологичности. Мы же пока в этом серьезно отстаем.


Кроме всего прочего, российская практика производства строительных машин, как правило, опирается на прежний социалистический метод: «Всё до последнего винтика делаем сами». В мире же давно существует четкое разделение труда. Один делает раму, другой — гидравлику, третий — системы управления и т.д. Опыт показывает, что это гораздо продуктивнее: тем самым повышается качество конечного продукта.


Впрочем, потихоньку дело сдвигается с мертвой точки и у нас, например, при МГСУ создается Федеральный инновационный строительный научно-исследовательский центр. Это, конечно, вселяет определенные надежды.


 


— Насколько я знаю, в свое время велись какие-то исследовательские работы и непосредственно на производстве…


— К сожалению, многие из тех исследовательских центров и технических отделов, которые были на предприятиях, просто погибли. Сегодня их нет.


Очень беспокоит и то, что мы перестали интересоваться техническими новинками. Проведите опрос: кто сейчас на предприятиях-производителях выписывает технические журналы? Единицы. Вот так потихоньку и отстаем от общемировых процессов…


 


— Где же выход? Сможем ли мы увидеть хотя бы «хвост уходящего поезда»?


— Думаю, что нам под силу многое. У нас в отрасли работают много талантливых, творческих людей. Но нужна определенная стратегия. Нужны стимулы, которые будут подталкивать производителя к разработке каких-то инновационных образцов. Допустим, почему бы не освобождать от налогов на 3—4 года тех, кто разрабатывает инновационные технические решения.


К сожалению, сегодня по большинству видов строительной техники мы вряд ли сможем догнать мировых лидеров. Но, смотрите, у нас достаточно неплохо обстоят дела с грузовой техникой. Наши КамАЗы пользуются хорошим спросом. С успехом участвуют в ралли, показывают неплохие результаты.


Когда-то у нас была достаточно неплохая база по краностроению. Еще остались прежние наработки.


Так может быть, выделить какие-то отрасли, где мы чувствуем себя более уверенно, и направить все усилия на эту нишу рынка?


 


— Как Вы считаете, в чем причина успеха китайской строительной техники? Почему она так стремительно завоевывает рынок?


— Китайцы поступают очень мудро. Они покупают за рубежом не саму продукцию и даже не технологии, а ноу-хау, лицензию на производство «продвинутой» техники. Именно поэтому они идут в ногу с какими-то новинками, которые появляются на рынке.


Может быть, их продукция несколько хуже, чем машины известных брендов. Но во всяком случае она, что называется, в тренде, укладывается в рамки современных требований.


Мы же, когда начинаем что-то перенимать, перетаскиваем к себе в лучшем случае сборку. Как это произошло с некоторыми марками легковых автомобилей.


Беседу вела Елена МАЦЕЙКО





Источник