Складная чердачная лестница своими руками – подручные материалы, отходы и хозяйская жилка

Как своими руками изготовить складную лестницу, не уступающую фабричным аналогам.

Складные лестницы с люками, выдвигаемые по мере необходимости – оптимальный вариант, когда нужен доступ на холодный чердак. Приставные конструкции достаточно громоздки, их нужно где-то хранить, а места для полноценного лестничного марша зачастую не хватает, да и нет в нем потребности, если речь об эпизодическом использовании. Вот и участник FORUMHOUSE Alli58ru собрался с силами и сделал себе удобную и компактную складную лестницу.

Сами с усами – альтернатива покупным конструкциям

Alli58ru

Давно хотел заиметь на чердак своей бани складную лесенку, но покупать жаба душила, а делать самому сначала казалось сложным. В этом году жаба так и не отступила, поэтому делать решился сам. И вот что из этого получилось.

Сразу стоит отметить, что сделана лестница из подручных материалов – обрезки, остатки фанеры, металлолом, но в наличии явно умелые руки и достойная инструментальная база. А в результате конструкция, практически ничем не отличающаяся от покупной и с минимальными затратами.

Люк

Хотя все размеры брались наобум, домочадцы, включая супругу и маму в возрасте, лестницей пользуются успешно и без затруднений. Начал умелец с проема, он получился 125×70 см, следующим сделал основу – люк, на котором крепится лестница, при разметке учел зазоры (по 8 мм на каждую сторону). На люк пошло:

  • Два длинных бруска 50×50 мм.
  • Два коротких бруска 50×50 мм.
  • Два куска фанеры толщиной 10 мм (можно один, но целого не было)
  • Крепеж (саморезы ПШ).

Бруски запилил вполдерева, посадил на клей и усилил саморезами, для подстраховки в качестве промежуточных фиксаторов использовал фанерные «косынки» (толщина 4 мм). После высыхания каркаса на саморезы же прикрутил фанерную облицовку, примерил, все подошло.



Механизмы

Открывающий механизм сначала прорисовал на бумаге, вырезал, подогнал под оптимальный угол открывания люка, с бумаги перенес шаблон на паронит. В ход пошли обрезки металлических полосок, уголки, куски листового металла, механизм собран из нескольких частей:

  • Уголок
  • Металлический прямоугольник-база (нарезан из листа)
  • Две металлических полосы (разной длины)
  • Крепеж (болты М10)

По шаблону из паронита разметил отверстия под шарниры, просверлил, «наживил» деталь, замерил малкой подобранный ранее угол и по ней же открыл механизм до этой позиции. Таким образом выявилась область на базе, перекрываемая уголком в момент откидывания люка, которую Alli58ru вырезал лобзиком. Чтобы детали не упирались в уголок и не задевали одна за другую, обрезал полосы и скруглил острые грани, собрал механизм, вырезанный паз обеспечивает стопор в нужном месте.






Используя как шаблон уже получившийся работоспособный механизм, изготовил второй – копия, но в зеркальном отражении. Избежать расхождений в отверстиях помогли струбцины – зажимал готовую деталь и болванку, сверлил, вставлял болт, сверлил следующее. Под размер болванки обрезались в скрученном виде. Результат – два идентичных механизма.





Примерка по месту показала, что задний брусок люка нужно скруглить, чтобы при открывании он не упирался в раму, а под механизм набить брусок, так как при конструировании упустил из виду высоту его крепления к балке. После подгонок и прыжков вверх-вниз люк стал открываться свободно, что от него и требовалось.






Второй крепеж для люка сделал из металлической полосы (20 мм, 2 штуки) и отрезка уголка, на конце одной из полос приварил металлический фрагмент – стопор для второй части, нижнее крепление так же из уголка. Получившийся узел выдерживает нагрузку от конструкции и при открывании остается слегка согнутым. Оптимальное положение шарнира, при котором в любых положениях ничего не стопорило работу системы, подбирался методом «тыка» – многократные наживления и проверки.






Лестница

На тетиву и ступени нашлась дюймовка (ширина 100 мм) и опять обошлось без замеров и сложных вычислений.

Alli58ru

Прикинул примерную длину лестницы и отрезал два одинаковых куска для основы, затем прикинул длину первой складной секции, которая будет крепиться к люку, длина второй секции чуть меньше первой, третьей – еще меньше.

Правда, в конечном итоге оказалось, что прикидка немного подвела, и получившаяся лестница больше, чем необходимо, но проблема решилась отпиливанием «лишка».

Заданный угол на заготовки перенес опять же посредством малки, сразу разметил длины секций и расположение ступеней. Чтобы обеспечить совпадение всех линий (в зеркальном отражении), доски скрепил малярным скотчем. Отверстие под шарнир петли просверлил пером на 25, второе сверлится с другой стороны, обработал грани фрезером, для красоты.






Распилил тетиву по соединениям, напилил ступени, острогал, грани скруглил, в тетиве выбрал пазы (5 мм), чтобы соединение было прочнее и смотрелось гармоничней. Посадил лестницу на клей и усилил саморезами (ПШ).






На петли для лестницы пошло восемь металлических полос (25 мм), на головки четырех из них приварил по отрезку той же полосы. Просверлил в петлях отверстия: одно (8 мм) – под шарнир и по два – под крепеж. Сложил секции на ровной поверхности, чтобы обеспечить плотный стык, прикрутил петлю – центр болта по центру стыка (входит в выпил).






После сборки проверил на сгиб/разгиб, удостоверился в работоспособности узлов, аналогично собрал третий сегмент.





Собранную лестницу «прикинул» на люк, чтобы удостовериться, что все работает в штатном режиме – полет нормальный. Складной узел усилил пружинами, чтобы обеспечить автоматическое закрывание.

Окончательная примерка доказала состоятельность лестницы, конструкция была снова разобрана, все металлические части покрыты грунтовкой и окрашены из баллончика, деревянные – двухслойное покрытие лаком. Высохшие элементы снова собраны в лестницу, которая и водворена на рабочее место. Результат тест-драйва практически удовлетворил мастера, но выявил некоторые несовершенства:

  • Петли вместо саморезов лучше прикрутить на болты (М6 или М8).
  • Крепление пружин провоцирует раннее закрытие.
  • Размер проема стоило бы увеличить до 130-140 см.
  • Задний шарнир можно было слегка сместить вперед.

Так как баня – помещение отапливаемое, чердак – холодный, а важность пароизоляции никто не оспаривает, возникла необходимость утепления люка. Проблему решила укладка внутрь каркаса пенопласта (50 мм), а декоративность обеспечила обшивка вагонкой, результат превзошел даже чаяния умельца.

Alli58ru

На выходных утеплил и слегка приукрасил крышку люка, теперь он выглядит гораздо симпатичнее. Честно говоря, не ожидал, что выйдет такой козырный люк. Пока что всем весьма доволен!

Но совершенствовать продолжил – вместо временного деревянного зажима врезал в люк усиленную дверную защелку, открывается посредством приставной ручки.



Лестница вышла и удобной, и надежной (проверено во время натаскивания воды ведрами в нагревательные баки на чердаке), и привлекательной. Смотрится и работает не хуже готовых, при том, что собрана из отходов, а магазинный вариант обойдется в несколько тысяч и не факт, что качество будет на уровне. Все подробности – в теме автора, там же – активное обсуждение других конструкций и обмен опытом.

Из статьи об уличных лестницах тоже можно почерпнуть полезную информацию и взять на вооружение опыт других участников нашего портала. В материале о крыльце с закругленными ступеньками – интересный вариант решения входной группы. В видео, как изготавливать и монтировать забежные ступени – оптимальный вариант, когда лестница нужна, а места не хватает.



Источник